Мир таинственных теней
Сотрудники Риддерского историко-краеведческого музея, занимаясь своей основной серьёзной деятельностью: научно-исследовательской, научно-просветительной и собирательской работой, не забывают и заняться делом для души. Речь идёт о теневом театре.
Появилась эта форма работы в музее несколько лет назад и сразу же нашла своих поклонников. Теневым театром заканчиваются многие музейные мероприятия, посвящённые праздникам, таким как Наурыз, Новый год, День города, День Независимости.
Подготовка таких спектаклей — это не только кропотливая работа, но и удовльствие для музейщиков, каждый старается приложить фантазию, выдумку. А когда начинается озвучивание, разливается море юмора и шуток. А попробуйте с серьезным лицом озвучить, например, вылупившегося птенца или скрип седла... Да и передать движения тоже непросто. Чтобы высоко в небе парил орел, кукловод за ширмой, избегая попадания в свет, принимает весьма странные позы, для чего требуется хорошая физическая подготовка.
Сегодня Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Индонезия, Корея, Китай, Япония, Индия. Особенностью театра теней является то, что все используемые куклы плоские. Кукла имеет четкий ярко выраженный силуэт, поэтому она как правило изображена в профиль. Для представления требуется хорошее освещение и плоский экран. Театр теней имеет свою особую атмосферу и магию.
А появился этот оригинальный вид искусства очень давно. Жители острова Ява. показывая тени мифических предков и богов, воспевали их героические дела и подвиги. С течением времени, постепенно расширяясь и изменяясь, эти хвалебные гимны превратились в пространные повествования с определенной драматической формой. Представление носило неторопливый, эпический характер изложения, и. начавшись в десять часов вечера, длилось до самого рассвета. Всё было подчинено задаче глубокого, проникновенного воздействия на зрителя.
На ранних стадиях развития театра прослеживалась тенденция к созданию и комических образов. Существовали некие комедийные интермедии, необходимые для разрядки, отдыха зрителей, где появлялись два клоуна — Киллекьята и его жена. Спектакли кукольников, содержавшие магическое, ритуальное начало, сами по себе обретали в глазах человека свойства магические, заклинательные. И считалось, что. Киллекьята оказывал влияние на плодородие и урожай, поэтому во время жатвы его изображения ставились во всех концах поля.
В средние века в Западной Европе на площадях давались теневые представления о жизни королей, рыцарей и прекрасных дам, о народных героях.
Тетр теней не был забыт и в более поздний период, испытывая то взлёты, то падения.
И сегодня мы с энтузиазмом продолжаем эти традиции.
Работа над теневым представлением приносит большое удовольствие от момента создания до самого показа. И всегда это волнительно — что получится?.
Теневой театр создаётся поэтапно: сначала необходимо найти интересную и соответствующую теме сказку, а часто это симбиоз нескольких сказок с выбранными наиболее интересными сюжетами. Пишется сценарий, и затем уже рисуются герои сказки. Многие из них — собственная фантазия, но когда требуется определённое историческое сходство костюмов, зданий, предметов, тогда персонажи копируются из книг, где есть рисунки профессиональных художников. Фигуры наносятся на плотный картон, вырезаются и для удобства держания крепятся проволокой у основания.
Особое значение имеет звуковое оформление, именно благодаря ему появляется особая атмосфера и аура происходящего. Подбирается музыка, театральные шумы и звуки и вот, начинается репетиция. Для каждого участника — своя роль в соответствии с голосовыми данными. Первые репетиции, конечно, сопряжены с импровизацией и смехом: пока найдёшь нужный образ, что говорится, обхохочешься. Но совсем скоро всё начинает получаться и появляются волшебство и магия теней.
Потраченные усилия окупаются с лихвой: интерес, положительные эмоции наших маленьких зрителей — главная для нас награда.
Теневой театр является очень удобным средством воплощения любых идей, где можно максимально приблизить к реальности события и образы героев, перемещать их в пространстве, создавая при этом любой пейзаж — горы, леса, реки...
Этот вид театрального искусства постоянно развивается, совершенствуется, и поэтому будет актуален и интересен всегда.
Специалист Риддерского историко-краеведческого музея Оксана Сомова
Отзывы