Настоящий человек
На протяжении многих десятилетий бок о бок с русскими, украинцами, немцами и белорусами на территории Бурлинского района живут казахи.
Их предки, наряду с другими народами пережили трудные годы становления советской власти, коллективизацию, годы репрессий, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление сельского хозяйства и подъем целины. И сегодня представители казахской диаспоры принимают активное участие в экономической и культурной жизни района. Мы побеседовали с жителем села Притыка Мукарамом Нураховичем МАДИРОВЫМ, который поделился своими мыслями о жизни местных казахов в содружестве с представителями других национальностей.
На земле отцов и дедов
На протяжении многих столетий кулундинская степь была пристанищем для кочевых народов. С наступлением весны киргизы (так называли раньше казахов) уходили в предгорья, чтобы прокормить стада овец и лошадей, а осенью возвращались в степь. Среди высокого ковыля они устанавливали юрты и коротали зиму.
В конце 18 – начале 19 веков казахи стали переходить на оседлый образ жизни. На нынешней территории Бурлинского района появилось множество казахских аулов – Каракисек, Байспай, Жалаир, Бигельды, Баймуратовский, Кинерал, Новосибирский, Дергазган, Комедановский, Сарымский, Сункарбековский, Узень-Агач, Каранай и другие.
Согласно историческим данным, год образования аула Каранай – 1926 год. В 1950 году сельхозартели Узень-Агачского сельсовета были объединены в колхоз имени Крупской. Уже в 1957 году аул входит в совхоз "Мирный", а в 1966 году - в совхоз "Тополинский".
Не поле перейти
После завершения среднего образования Мукарам учился в автошколе, окончил курсы механизаторов. Работал механизатором, в строительной бригаде, немного шофером.
Женился житель Притыки в 37 лет. Супруга была родом из казахстанского города Аксу (прежнее название Ермак). Это было в 1997 году, а в 2002 году его жены не стало. На руках остались три дочери – Камилла, Карина и Сабина. Самой младшей из них было всего 40 дней.
До 2006 года мужчина жил один, растя и поднимая своих дочурок, а потом сошелся с женщиной, также родом из Караная. У Екатерины Султановны был ребенок от первого брака. Сейчас сын Нуржан уже взрослый, живет в Междуреченске, работает помощником машиниста тепловоза. Дочери Мукарама Нураховича уже выросли. Старшая получила профессию воспитателя, средняя в этом году оканчивает Купинский медицинский техникум. Младшая учится в Славгородском аграрном техникуме по специальности "коммерция".
В родительской семье Мукарама Мадирова воспитывались еще четверо его братьев - Жанабай, Оразбай, Мажит, Муралбек. В настоящий момент старший брат живет в Экибастузе, еще один старший брат жил в Аксу, но в прошлом году его не стало. Мукарам Нурахович был средним в семье. Два младших брата живут в Притыке. Местожительство всех его двоюродных братьев и сестер - Республика Казахстан. Из-за пандемии коронавируса границы между соседними странами на замке, поэтому общение происходит только по телефону.
В многонациональной семье
В многонациональной мозаике населения Бурлинского района особо выделяется Михайловский сельсовет. Судите сами, если в Притыке в настоящее время доминирует казахское население, то Цветополь ассоциируется с немецким, хотя после отъезда наших соотечественников в Германию в 90-х годах их количество поубавилось. Михайловка аккумулировала в себя все многоцветье национального состава Бурлинского района. Здесь живут русские и украинцы, немцы и казахи, белорусы, азербайджанцы, чуваши и другие. Проживая на территории одного сельсовета, они хорошо находят общий язык.
- В Притыке до 90-х годов жило несколько семей немцев, но они уехали в Германию. Раньше в селе и русских было больше, чем сейчас, но и сегодня у нас живут Геннадий Крысько со своей матерью, Светлана Мальчикова (Новоселова), сын которой женился на моей племяннице и другие. Все мы живем дружно, уважая друг друга, - рассуждает мой собеседник.
Казахская диаспора относится к представителям мусульманского населения нашего района. Соблюдают ли сегодняшние казахи свои обычаи, традиции, культуру?
- Раньше я не относился с должным вниманием к традициям предков, сейчас же стараюсь все соблюдать. Вот уже пять лет я держу пост Рамадан. В 2021 году он начнется 13 апреля и будет продолжаться ровно месяц. В этот период верующие имеют право употреблять пищу и воду только после наступления темноты. Только при таком условии человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Завершится Священный период ночью с 12 на 13 мая. Сразу после окончания поста начинается Великий праздник разговения Ураза Байрам, - делился с корреспондентом Мукарам Мадиров.
У мусульман два Великих праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, но есть еще один праздник – пятница. Пятничная молитва обязательна для всех совершеннолетних мусульман. Этот день называется словом "джума". Он считается для мусульман более значительным и благочестивым. В этот день мусульмане собираются в мечети для совместной молитвы. Мукарам Мадиров, когда бывает в Славгороде, тоже посещает мечеть.
Мусульмане Притыки отмечают религиозные праздники. В такие дни они с удовольствием встречают гостей, готовят различные национальные угощения.
- Когда приходят гости, когда семья собирается, готовим бешбармак, баурсаки, самсу с мясом и картошкой. Мясо на столе обязательно присутствует – баранина, говядина, конина. Во многих казахских семьях имеется дастархан (низкий столик), за которым усаживаются гости и хозяева, - рассказывает мой собеседник.
Полная информация тут: https://moyaokruga.ru/bur-gaz/Articles.aspx?articleId=448251
На протяжении многих десятилетий бок о бок с русскими, украинцами, немцами и белорусами на территории Бурлинского района живут казахи.
Их предки, наряду с другими народами пережили трудные годы становления советской власти, коллективизацию, годы репрессий, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление сельского хозяйства и подъем целины. И сегодня представители казахской диаспоры принимают активное участие в экономической и культурной жизни района. Мы побеседовали с жителем села Притыка Мукарамом Нураховичем МАДИРОВЫМ, который поделился своими мыслями о жизни местных казахов в содружестве с представителями других национальностей.
На земле отцов и дедов
На протяжении многих столетий кулундинская степь была пристанищем для кочевых народов. С наступлением весны киргизы (так называли раньше казахов) уходили в предгорья, чтобы прокормить стада овец и лошадей, а осенью возвращались в степь. Среди высокого ковыля они устанавливали юрты и коротали зиму.
В конце 18 – начале 19 веков казахи стали переходить на оседлый образ жизни. На нынешней территории Бурлинского района появилось множество казахских аулов – Каракисек, Байспай, Жалаир, Бигельды, Баймуратовский, Кинерал, Новосибирский, Дергазган, Комедановский, Сарымский, Сункарбековский, Узень-Агач, Каранай и другие.
Согласно историческим данным, год образования аула Каранай – 1926 год. В 1950 году сельхозартели Узень-Агачского сельсовета были объединены в колхоз имени Крупской. Уже в 1957 году аул входит в совхоз "Мирный", а в 1966 году - в совхоз "Тополинский".
Не поле перейти
После завершения среднего образования Мукарам учился в автошколе, окончил курсы механизаторов. Работал механизатором, в строительной бригаде, немного шофером.
Женился житель Притыки в 37 лет. Супруга была родом из казахстанского города Аксу (прежнее название Ермак). Это было в 1997 году, а в 2002 году его жены не стало. На руках остались три дочери – Камилла, Карина и Сабина. Самой младшей из них было всего 40 дней.
До 2006 года мужчина жил один, растя и поднимая своих дочурок, а потом сошелся с женщиной, также родом из Караная. У Екатерины Султановны был ребенок от первого брака. Сейчас сын Нуржан уже взрослый, живет в Междуреченске, работает помощником машиниста тепловоза. Дочери Мукарама Нураховича уже выросли. Старшая получила профессию воспитателя, средняя в этом году оканчивает Купинский медицинский техникум. Младшая учится в Славгородском аграрном техникуме по специальности "коммерция".
В родительской семье Мукарама Мадирова воспитывались еще четверо его братьев - Жанабай, Оразбай, Мажит, Муралбек. В настоящий момент старший брат живет в Экибастузе, еще один старший брат жил в Аксу, но в прошлом году его не стало. Мукарам Нурахович был средним в семье. Два младших брата живут в Притыке. Местожительство всех его двоюродных братьев и сестер - Республика Казахстан. Из-за пандемии коронавируса границы между соседними странами на замке, поэтому общение происходит только по телефону.
В многонациональной семье
В многонациональной мозаике населения Бурлинского района особо выделяется Михайловский сельсовет. Судите сами, если в Притыке в настоящее время доминирует казахское население, то Цветополь ассоциируется с немецким, хотя после отъезда наших соотечественников в Германию в 90-х годах их количество поубавилось. Михайловка аккумулировала в себя все многоцветье национального состава Бурлинского района. Здесь живут русские и украинцы, немцы и казахи, белорусы, азербайджанцы, чуваши и другие. Проживая на территории одного сельсовета, они хорошо находят общий язык.
- В Притыке до 90-х годов жило несколько семей немцев, но они уехали в Германию. Раньше в селе и русских было больше, чем сейчас, но и сегодня у нас живут Геннадий Крысько со своей матерью, Светлана Мальчикова (Новоселова), сын которой женился на моей племяннице и другие. Все мы живем дружно, уважая друг друга, - рассуждает мой собеседник.
Казахская диаспора относится к представителям мусульманского населения нашего района. Соблюдают ли сегодняшние казахи свои обычаи, традиции, культуру?
- Раньше я не относился с должным вниманием к традициям предков, сейчас же стараюсь все соблюдать. Вот уже пять лет я держу пост Рамадан. В 2021 году он начнется 13 апреля и будет продолжаться ровно месяц. В этот период верующие имеют право употреблять пищу и воду только после наступления темноты. Только при таком условии человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Завершится Священный период ночью с 12 на 13 мая. Сразу после окончания поста начинается Великий праздник разговения Ураза Байрам, - делился с корреспондентом Мукарам Мадиров.
У мусульман два Великих праздника – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, но есть еще один праздник – пятница. Пятничная молитва обязательна для всех совершеннолетних мусульман. Этот день называется словом "джума". Он считается для мусульман более значительным и благочестивым. В этот день мусульмане собираются в мечети для совместной молитвы. Мукарам Мадиров, когда бывает в Славгороде, тоже посещает мечеть.
Мусульмане Притыки отмечают религиозные праздники. В такие дни они с удовольствием встречают гостей, готовят различные национальные угощения.
- Когда приходят гости, когда семья собирается, готовим бешбармак, баурсаки, самсу с мясом и картошкой. Мясо на столе обязательно присутствует – баранина, говядина, конина. Во многих казахских семьях имеется дастархан (низкий столик), за которым усаживаются гости и хозяева, - рассказывает мой собеседник.
Полная информация тут: https://moyaokruga.ru/bur-gaz/Articles.aspx?articleId=448251
Отзывы