Кто такие старообрядцы, и что они забыли в казахстанской тайге

Кто такие старообрядцы, и что они забыли в казахстанской тайге

Несмотря на то что на дворе XXI век, в глухих таёжных уголках Рудного Алтая, в окрестностях Риддера, ВКО, всё ещё живут старообрядцы. Эти люди не пользуются благами цивилизации, отвергают мобильную связь, интернет и крестятся двумя перстами.

Историю первых поселенцев этих мест бережно хранят в городском историко-краеведческом музее Риддера и локальных старообрядческих музеях в кержацких деревнях и сёлах небольшого региона. По данным хранителя фонда музея Риддера Галины Полтораниной, первая волна поселенцев появилась здесь не так давно, в конце XVII века.


Старообрядцы

Историю старообрядцев хранят в музее/ Фото informburo.kz

"Первыми поселенцами здесь были крестьяне-староверы. Попали они сюда не по доброй воле, а после раскола Русской православной церкви при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Из-за церковных и политических разногласий старообрядцы подвергались гонениям. Им призывали обрезать уши, чтобы они не могли слышать, и вырывать языки, чтобы они не могли агитировать за старую веру. Поэтому они бежали в далёкие необжитые края. Попав сюда, старообрядцы были поражены. В реках кишмя кишела рыба, леса были полны зверя. Было очень много промысловой птицы, кроме того, они увидели выходящие на поверхность руды цветных и драгоценных металлов. Суровые, молчаливые, но работящие люди постепенно стали покорять этот богатый и суровый, безлюдный таёжный край. Их не забирали в рекруты, они не платили налоги. Это было как государство в государстве. Проживая в этих деревнях, они больше чем на столетие законсервировали свои устои и культуру. Это было до самого прихода Советской власти", – рассказывает она.


Староверы бежали в далёкие необжитые края

Староверы бежали в далёкие, необжитые края / Фото informburo.kz

Позже эти земли стали называть Беловодьем, отождествляя вольный, лишённый правительственного надзора край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди старообрядцев утопической легенды, где они имеют свои церкви, в которых богослужение идёт по старым книгам, таинства крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся двумя перстами.


Позже земли назвали Беловодьем

Позже земли назвали Беловодьем / Фото informburo.kz

Удивительно, но этот богатый рудами, плодородной землёй, рыбой и зверем край был практически не заселён. Несмотря на найденные древние выработки, следов дальнейшего присутствия здесь людей археологи не обнаружили. Складывается впечатление, что жители Рудного Алтая покинули свою землю больше тысячи лет назад, но на их место никто не пришёл. Причины этого неизвестны. Легенд среди населения много, в том числе присутствует история о могиле Чингисхана, но ни одна из них научно не подтверждена. Местные историки называют древних жителей "чудью белоглазой", но это не совсем верный термин, и пошёл он от книги Рериха "Сердце Азии". В ней он описал свою встречу со старовером в Алтайском Крае, который отвёл его на холм погребений и передал одну из легенд:

"Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами".

Первые поселенцы основали несколько деревень, но массовое переселение людей старой веры было стимулировано императрицей Екатериной Второй. Расселение происходило небольшими заимками, представляющими собой хозяйственный комплекс одной или двух родственных семей. Они получили названия по фамилиям первых поселенцев, пришедших на Убу ещё при крепостном праве.


Первые поселенцы основали несколько деревень

Первые поселенцы основали несколько деревень / Фото informburo.kz

"Староверческое население формировалось в несколько потоков. Первый поток пошёл с момента никонианской реформы, с момента гонений, это XVII век. Они шли по рекам туда, где их не могло достать государство. Это очень маленькая волна. Жили здесь в основном семьями и не держали никакой связи с внешним миром. Вторая волна пришла по указу Екатерины II: старообрядцы, которые бежали на территорию Польши, переселялись сюда добровольно, для того чтобы осваивать пустой край. Они освобождались от службы, различных повинностей, им давали земли столько, сколько они в состоянии были обработать. Это уже 1747 год. Потом был повторный указ о массовом переселении. Уже с прицелом на то, чтобы старообрядцы поставляли провизию для работников открытых здесь в конце XVIII века рудников полиметаллических и драгоценных руд. К моменту основания Риддерского рудника, вокруг него было больше двух десятков староверческих деревень. В них жили представители как поповских, так и беспоповских согласий, стариковцы и поморцы. Некоторые из них сохранились и поныне, но истинных старообрядцев, которые бы придерживались всех заповедей, в них уже не найти – слишком глубоко проникла цивилизация", – поведала экскурсовод Елена Путинцева.


Старообрядческие экспозиции в местных музеях

Старообрядческие экспозиции в местных музеях / Фото informburo.kz

В местных музеях довольно неплохие старообрядческие экспозиции. Потомки староверов, решившие переехать в город, до сих пор несут сюда старинные вещи и семейные фотографии, чтобы их память не канула в Лету.


Вещи старообрядцев

Вещи старообрядцев / Фото informburo.kz

Жили поселенцы большими семьями по 20-30 человек, объединявшими три поколения. Все беспрекословно подчинялись главе дома – большаку, как правило, старшему мужчине. Обязанности по ведению хозяйства и домашние хлопоты делилась между всеми трудоспособными, начиная с детей. Такая семья была самостоятельной экономической единицей, способной обеспечить себя всем необходимым. Мир и покой в доме держались не на страхе – на любви и уважении.


Книги старообрядцев

Молитвенная книга старообрядцев / Фото informburo.kz

Основой этого благополучия было крепкое материальное положение местных крестьян: их трудолюбие удачно сочеталось с природным богатством края, что и обеспечивало безбедную жизнь. Исследователи удивлялись их целомудрию, уму, закалке и приверженности к своей вере. Они старались не разговаривать с посторонними и ограничивали общение до минимума.


Внутреннее убранство жилья старообрядцев

Внутреннее убранство жилья старообрядцев / Фото informburo.kz

Когда же были вынуждены приезжать в города или деревни на продажу своего мёда, пушнины и зерна, были немногословны, а по возвращению домой накладывали на себя епитимью. Били 1000 поклонов или читали такое же количество молитв. Старообрядцам запрещалось пить алкогольные напитки, курить, стричь бороду. Самой большой ценностью в семье считалась молитвенная книга, отпечатанная на старославянском языке.

Научные экспедиции в эти края больше не проводят. Лишь энтузиасты совершают вылазки в попытке узнать историю родного края. Им открывается неприглядная картина.


Большинство поселений заброшено

Большинство поселений заброшено / Фото informburo.kz

Большинство старообрядческих поселений в тайге близ Риддера уже давно заброшено. Как ни старались кержаки ограничить контакт с внешним миром, во времена советской власти им приходилось отдавать детей на учёбу в школы-интернаты, и многие уже не возвращались к своим истокам. Практически забыты уникальные ремёсла. На весь регион остался лишь один умелец, изготавливающий староверческие сапоги – бутылы, и у него нет учеников.


Староверческие сапоги - бутылы

Староверческие сапоги – бутылы / Фото informburo.kz

Заброшенные церкви всё ещё можно увидеть, их не растаскивают местные жители. Безмолвные свидетели того, как цивилизация победила староверов: современные настенные календари в полусгнивших бревенчатых срубах, крашеные окна, ржавые тракторы. На сегодняшний день истинных староверов, придерживающихся всех устоев, здесь не осталось вообще.


В глубине тайги осталось несколько зимовок

В глубине тайги осталось несколько заимок/ Фото informburo.kz

В глубине тайги осталось несколько заимок, где полностью отсутствует электричество, нет интернета и мобильной связи. Здесь живут натуральным хозяйством и на стол ставят только своё. Основной доход – пушной зверь и пасеки. Мёд таёжные жители продают в Риддере. Здесь же большинство из них имеет и квартиры, и официальную прописку.


Многие переехали из тайги в города

Многие переехали из тайги в города / Фото informburo.kz

"Они хорошо знают, как вести хозяйство в тайге, у них там есть скот и пасеки, они выезжают на охоту. Они не отрекаются от технического прогресса, с удовольствием покупают то, что пригождается им в хозяйстве. Машины, квадроциклы, тяжёлую технику. То есть они признают научный прогресс и идут с ним в ногу. Единственное, что осталось староверческое, – это, наверное, их жизненные устои, принципы формирования семьи, мироощущение и взаимоотношения с Богом", – говорит краевед Елена Лямкина.

К сожалению, придерживающиеся этих принципов таёжные жители всё так же скупо идут на контакт и долго присматриваются к новым людям, прежде чем согласиться на разговор. Поэтому повествование от первого лица пока остаётся под вопросом.

Поделиться:
 
Обсудить: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Twitter, Pinterest | Подписаться: WhatsApp, Telegram.

Похожие статьи:

Новости300 жителей ВКО придерживаются радикального ислама

НовостиВ Китае мусульман согнали в лагеря для "перевоспитания"

НовостиО безопасности при крещенском купании

НовостиВ ряд законов РК внесут изменения после теракта в Актобе

Товары и УслугиПриобретаем различную церковную утварь


Рейтинг: +1 Голосов: 1

[↓Перейти к комментариям↓] Читать еще:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Лучшее по рейтингу в текущем разделе

Еще немного и шахтеры
Три человека, в том числе женщине и маленький ребенок успели спастись. Воронка по словам жильцов пострадавшего огромная, одно дерево, росшее на территории домовладения провалилось тоже, другое сильно накренилось. Покосилось 2 дома по ул. Речная....
Новый подвиг каждый год!
Ежегодно жители города Риддер  отправляются на склон Ивановского белка, чтобы изобразить символ победы — пятиконечную звезду. И в этом году 7 мая ровно в 6:00 энтузиасты встретились возле Казцинк-Ремсервис. Все были настроены решительно, ведь...
"Подарок" для двора или еще раз о деревьях и самоуправстве.
Неожиданная суета на месте вырубки тополей во дворе дома по проспекту Независимости 12 насторожила жителей. Самые наивные из них решили, что проводится подготовка к восстановлению зеленого массива двора, который резко облысел в течение...
Риддерская городская больница в цейтноте.
Риддерская городская больница в цейтноте. Тем, кто знаком с терминологией шахматистов, объяснять много не надо. А еще, можно перефразировать слова известного лидера 19-20 веков, и сказать: «В больнице назрела революционная ситуация, когда...
Празднование Дня Победы
В нашем городе провели ряд мероприятий, посвященных празднованию Дня победы и образованию Вооруженных сил Казахстана. Праздничные акции запланировано провести под единым лозунгом «Помним и гордимся!». Праздничные акции и встречи было...

Последние статьи

Грамотно осуществляем общий учет рабочего времени
Грамотно осуществляем общий учет рабочего времени
22 января 2022 - Редактор - 0 - 110
Общая эффективность работы современного персонала во многом зависит от мотивации и соблюдения действующего законодательства. Именно поэтому руководители различных компаний и предприятий должны...
Как выбрать антивирус: виды, характеристики, назначение программ
Как выбрать антивирус: виды, характеристики, назначение программ
22 января 2022 - Редактор - 0 - 131
Программы-антивирусы необходимы как обычным пользователям ПК, так и крупным компаниям, занимающимся коммерческой, образовательной, просветительской деятельностью. Они защищают оборудование от...
Подбираем хорошие фильтры воздушные для автомобиля
Подбираем хорошие фильтры воздушные для автомобиля
22 января 2022 - Редактор - 0 - 120
Многие автомобилисты сталкиваются с ситуациями, когда у них начинаются определенные проблемы с их машиной. Именно поэтому они предпочитают обращаться за помощью к грамотным механикам, которые...

Поделиться...

 

Поиск по сайту