Уроки добра и надежды.
Детство — самая замечательная пора в жизни наших мальчишек и девчонок. Время самых ярких, незабываемых эмоций, встреч, походов, экскурсий, школьных концертов и дружеского общения...
Но если ты не совсем здоров? Если тебя называют человеком с ограниченными возможностями? Грустное определение ТЕБЯ. Ведь ты с рождения отличаешься от других… Твоя речь затруднена, а движения неточны… И не всегда ты может объяснить всё, что чувствуешь и думаешь… Твоё детство может оказаться одиноким, ограниченным четырьмя стенами...
Члены риддерского общественного объединения «Незабудка» под руководством Аллы Платоновой как будто услышали эти монологи ребят, имеющих проблемы со здоровьем, разработали проект, защитили и выиграли грант для оздоровления и развития детей-инвалидов.
Одним из пунктов этого проекта стало сотрудничество со специалистами Риддерского историко-краеведческого музея. Музейщики, приступая к разработке занятий, изучили общепедагогические требования к работе с детьми, имеющими психоневрологические отклонения, мировой опыт музеев в работе с людьми с ограниченными возможностями. Так родилась программа «Музей без границ», которая воплощалась в жизнь в течение четырёх лет, начиная с 2010 года.
В этом году музейные занятия приобрели особый статус. На протяжении 6 месяцев, 2-3 раза в неделю музейные специалисты сами приходили к ребятам в развивающий центр. Система занятий была разработана так, чтобы за 2 часа разновозрастная группа детей-инвалидов смогла получить и усвоить в доступной форме информацию, а также закрепить её через практическую деятельность. Темы занятий отбирались тщательно, с учётом возможной демонстрации экспонатов из фондов музея по следующим разделам:
• «Моя Родина — Казахстан». История государственных праздников. История родного края, города.
• «Природа — наш друг». Флора и фауна Риддерского региона. Экология.
• «Добрых рук мастерство». Прикладное искусство. Этнография.
• «Небычное в обычном». История бытовых предметов. История профессий.
• «Пусть всегда буду я!» ЗОЖ, народные здоровьесберегающие традиции, история правил гигиены и личной безопасности.
В разработку и проведение этих музейных занятий специалисты Андреева О.В., Никифорова С.В., Полторанина Г.Е, Сомова О.Ю., Путинцева Е.В., Жагиева Г.С вложили весь свой творческий запас, педагогический опыт и желание сделать жизнь подопечных яркой и насыщенной. Разве кому-то было бы неинтересно узнать, например, о возникновении письменности, а затем самому попробовать оставить послание на бересте, или, узнав о традициях и быте казахского народа, выстроить своими руками макет юрты по всем законам древней кочевой архитектуры?
Шестьдесят музейных уроков, шестьдесят занятий по истории, краеведению, этнографии, искусствоведению стали в первую очередь уроками доверия, дружбы, надежды и веры. Об этом в стихах и прозе, с помощью песен и слайдов говорили музейные педагоги, их подопечные, родители и сотрудники Центра «Незабудка» на заключительном празднике «Музей без границ». За месяцы кропотливых занятий ребята выполнили столько творческих работ (лепка, роспись, плетение, аппликация и др.), что в музее к празднику открылась выставка, которой может позавидовать кружок умелых ручек в любой обычной школе. (Оные леди порадовали праздничным дефиле, продемонстрировав полученные навыки в парикмахерском искусстве. С искренней радостью ребята встретили героев кукольного мини-спектакля про домовёнка Кузю. Как всегда с вниманием выслушали небольшую музейную лекцию и просмотрели выставку акварельных работ. Судьба риддерского художника Дмитрия Безобразова стала для них образцом силы духа, победы творческих устремлений над телесной немощью и болезнями. Праздник получился необыкновенно искренним, наполненным светом доброты и дружбы.
Музейщики очень надеются, что Центру «Незабудка» удастся продолжить работу по развитию своих воспитанников и поддержке семей, имеющих особенных детей, а значит, будет возможность продолжить музейные занятия без границ. Ведь встречи с особыми детьми открыли для каждого взрослого что-то новое в себе, особое, сделали взрослых по-настоящему добрыми и милосердными.
Елена Путинцева, специалист Риддерского историко-краеведческого музея.
Самый нормальный путь для развития толерантности и всего прочего - это инклюзивные детские сады, когда дети с детства понимают, что у некоторых есть недостатки физические. В Риддере, кстати, есть такие учреждения или нет?