Школьный учитель: Уровень жизни за чертой бедности и нервного истощения
Одна из учительниц казахстанской школы высказалась о жизни и работе школьного преподавателя. Полный текст письма публикует Pandaland.
"Меня всегда умиляли гневные посты большинства родителей в интернете или их прямые угрозы, когда обещают содрать с тебя деньги за моральный ущерб. Только вот сдирать-то нечего. Жизнь школьного учителя в Казахстане - это уровень жизни за чертой бедности и нервного истощения. Многие могут упрекнуть меня и назвать эту профессию БЛАГОРОДНОЙ! Но про благородство и высокие цели ты забываешь уже после первого года обучения", - пишет автор.
По ее мнению, в учителя должен человек с хорошим достатком и наличием огромного количества свободного времени, либо человек, который одинок и не собирается строить семью и воспитывать своих собственных детей.
"Мне 30 лет и я работаю преподавателем английского языка в общеобразовательной школе. У меня нет ни личной жизни, ни лишних денег и никакого удовлетворения от того, чем я занимаюсь. Учитель в Казахстане - это бесправное существо, которое пытается противостоять наглым ученикам, директору-самодуру и общему хаосу в системе образования" - говорит она.
Далее она пишет:
Начнем с детей. Когда я только попала в школу, то всеми силами пыталась их заинтересовать, у меня был совсем другой подход в отличие от учителей, которые кроме как "London is the capital of Great Britain" ничему другому не научили. Пришлось переводить любимые английские песни учеников вместе с ними, проделывать все упражнения в минимально сжатые сроки, чтобы на оставшиеся 15 минут они могли посмотреть популярный сериал с субтитрами. Результаты были налицо. Ученики приходили ко мне и просили поговорить с ним на английском. Их глаза горели!
Они молили меня увеличить время "интересного английского", а "тухляк" (слово, придуманное учениками) убрать. Под последним они имели в виду ужасные учебники отечественных авторов. Авторы были современные, но методика совершенно устаревшая. Такое чувство, что писали эти книги для дошкольников. Хотя я преподавала в старших классах.
Никто не исключает того, что дети бывают разными. Тем более необходимо учитывать подростковый возраст, гормоны и прочее. Поверьте, я очень понимающий учитель. Все же без "доведения до слез" не обошлось. И сделали это милые дочери, которые учатся в 9-м классе. Из-за того, что одна из учениц систематически опаздывала на уроки и эсемесилась во время занятий, при этом не имела никаких знаний, логическим завершением ее четверти была оценка "удовлетворительно". На что ее родители закатили эпический скандал на всю школу, грозя мне судом и прочими страшилками.
Директор, которая ранее вызывала во мне доверие, пригласила меня и попросила повысить оценку до четверки. "Ну зачем нам лишние проблемы? Папа у нее то со связями" - было сказано мне полушепотом в главном кабинете.
И в самом деле, что мы можем сделать против "БОЛЬШИХ" людей, которые покупают оценки своим отпрыскам. Остается только пожалеть и отпустить ситуацию. В следующую четверть, нарисованные четверки "умницы" дарили ей право вообще не появляться на моих занятиях. Слава богу, что большинство учеников получило нормальное воспитание дома и просто с пониманием отнеслось к такой вопиющей несправедливости.
Теперь про график работы. 24/7 - это наш девиз. Олимпиады, субботники, культпоходы, заполнение бумажек, звонки родителям, собрания - эти часы работы у нас не оплачиваются. Платят по факту отработанных часов и смешные бонусы, если берешь на попечение класс.
Комиссии - это вообще отдельная тема... Сборы на подарки делаются тихо, но с благоговением, чтобы лишний раз не трогали. Нашу школу винить не в чем. Извините, если никакого оснащения нет, денег на ремонт не выдают, техничкам платят 50 тысяч, то к чему придираться? А мы им еще и подарочки дарим. У самих же миллионы...
Единственная "привилегированная" каста - это сильные учителя предпенсионного возраста, у которых есть хоть некоторые радости от такого труда. Долгожданная пенсия, авторитет и хороший стаж, который дает возможность заниматься репетиторством - вот они бонусы.
Молодым же здесь нет никаких перспектив и роста. В этом году я увольняюсь и больше возвращаться в этот ад не хочу. Правда, дети не дают покоя... Говорят, что будут скучать, ну и я тоже. Но что поделать, одной любовью сыт не будешь.
Поэтому дорогие родители, прежде чем писать о нас плохо, побудьте на нашем месте. Вы и часа здесь не выдержите. А в конце месяца, получив жалкие гроши - расплачетесь. Не судите! Лучше научите своих детей состраданию к труду бедного казахстанского учителя!
Председатель Ассамблеи родительской общественности Астаны, член Казахстанской ассоциации родителей по поддержке семьи и семейных ценностей Анар Тюлебаева отреагировала на письмо учительницы, сравнившей отечественную школу с "адом", передает Tengrinews.kz.
"Нам не безразличны состояние казахстанских школ и позиции учителей, которые работают с нашими детьми и от которых зависит их уровень образованности. Нам, родителям, важнее всего динамичное и не стоящее на месте, передовое образование - мы хотим видеть школы сильными, учителей профессиональными и любящими детей", - написала Анар Тюлебаева.
Автор, обращаясь ко всем родителям, призывает помочь учителям. "Хотелось бы обратиться ко всем родителям - давайте поможем учителям. Прежде всего сами в семьях станем обращать больше внимания на своих детей. Если наши дети будут более мягкими, добрыми, внимательными к учебе и к старшим, то и организовать учебный процесс легче, учителю не надо будет тратить время и энергию на то, чтобы призвать учеников к порядку и вниманию. Давайте признаемся - мы мало обращаем внимания на собственных детей, мало с ними говорим, общаемся, вместе ходим в театры, на выставки, обсуждаем книги, занимаемся спортом. Многие из нас всю ответственность за обучение и воспитание, формирование личности ребенка возложили на учителей, которые и так загружены работой. А сколько фактов по всей стране, когда вместо того, чтобы быть заодно с учителями в деле образования детей, некоторые родители ведут себя агрессивно, кричат на учителей, устраивают скандалы, угрожают "посадить", "уволить", - отметила Тюлебаева.
Она считает, что подобные высказывания учителей налагают тень на всю сферу образования.
"Иногда эти высказывания беспочвенны. Вот учительница пишет, что ей 30 лет и что из-за загруженности работой у нее не складывается личная жизнь. Но разве, кроме учительниц, на то, что не смогли создать семью, родить детей, жить в счастливом браке, не жалуются женщины-врачи, актрисы, журналистки, полицейские, инженеры, бизнес-вумен? Точно так же можно привести огромное множество примеров учителей, имеющих прекрасные семьи, воспитывающих замечательных детей. Если молодой учитель забывает про благородство и миссию Учителя уже после первого года работы в школе, это означает, что человек в профессии оказался случайно. Главная суть гневного письма сводится к материальной стороне - нет "лишних денег" - а у кого, у представителя какой профессии они есть? Лишних денег не бывает ни у кого", - подчеркнула Анар Тюлебаева.
Она отмечает, что большая часть письма посвящена тому, что "большие люди" покупают оценки своим детям. "Однако в наше время ни у детей, ни у родителей нет истеричной погони за оценками, как в прежние времена. Сегодня все понимают, что не "пятерки" в аттестате делают счастливым и успешным человека, а его здоровье, уверенность в себе, коммуникабельность, умение думать позитивно", - написала Тюлебаева.
"Автор жалуется, что учителям в школе трудно и что "единственная "привилегированная" каста - это учителя предпенсионного возраста". Но в какой сфере всю жизнь отдавшие профессии коллеги не в таком же почете и уважении? Мы, родители, с огромным уважением относимся к опытным, старейшим учителям - это настоящие мэтры! Каждый из нас хочет, чтобы дети учились у таких педагогов, потому что там еще идет урок жизни, мудрости", - добавила она.
"Большинство казахстанских родителей являются неравнодушными, активно взаимодействуют с учителями, бывают в школах - да, действительно, есть много проблем, вопросов, но мы видим, что школы идут вперед, что есть прогресс, что учебный процесс совершенствуется, очень много положительных преобразований. Мы против того, чтобы муссировался портрет "бедного учителя". Как говорил Суворов, "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Легко осуждать, критиковать школу со стороны, уйдя из нее. Поверьте, большинство учителей таковыми себя не считают, они своим ежедневным трудом работают на повышение престижа профессии учителя. Жалость унижает человека, характеристика "бедный" унижает одну из самых достойнейших профессий на земле. Чем выше престиж профессии, тем более охотно будет идти в нее талантливая молодежь, тем больше будет новых поколений талантливых учителей - ведь мы все этого желаем для счастья и образования наших детей!" - заключила Анар Тюлебаева.