Крик души педагога из Актобе: "Хочется продать квартиру и уехать"
Мама семиклассницы и учитель начальных классов из Актобе Наталья Гебель в интервью "Актобе Таймс" раскритиковала реформу среднего образования в Казахстане. Новая система, как отмечает издание, вынуждает людей уезжать из страны.
"Взбудоражена не только я. Все родители в таком состоянии. Просто об этом не принято говорить: когда включаются камеры, все вешают на себя улыбку и говорят, как все хорошо и замечательно, как нам всем это нравится", — призналась она.
По словам педагога, первая причина возмущения заключается в том, что в школах с русским языком обучения родной язык начали преподавать, как иностранный. Под это построен учебник: в нем почти нет правил, он заполнен рассказами о природе и традициях разных народов. Задания для контрольных работ очевидно переведены с иностранных учебников — к ним прилагаются графики и таблицы на английском.
"Первые контрольные работы были по климату Калифорнии и вымершим животным. Какое отношение это имеет к языку, никто не знает. Но даже если его преподавать, как иностранный… Это очередная бредовая идея. Время будет расходоваться на корявые переводы текстов и насмешки детей над преподавателями", - говорит Наталья Николаевна.
"Раньше у нас были отличники, но их растеряли. В классе из 30 человек осталось 3 хорошиста. Им не успевают объяснять: в классе они делают легкое упражнение, на дом им дают сложнее, а на следующем уроке оно не проверяется, и начинается новая тема. Все уроки превратились в размусоливание и словоблудие, поэтому сразу пошли плохие оценки. Нет никакого развития: они второй год проходят одни и те же произведения и получают по ним тройки. В шестом классе изучали "Свинью под дубом" Крылова, теперь в седьмом классе опять учат наизусть. От этой свиньи уже тошнит", — негодует женщина.
Дети, как и родители, шокированы огромным объемом работы. Чтобы не отставать от программы, ученики вынуждены бросать кружки и секции. В начальных классах программа усложнилась настолько, что даже первоклассникам вынуждены нанимать репетиторов.
"Задания для них непосильны совершенно — они тоже завалены всякими презентациями и эссе. Ну что это за бред: с первого класса нанимать репетитора, чтобы он делал с ребенком домашнее задание? А ведь это повально! Ко мне за помощью, как учителю, обращаются постоянно. Теперь дети ничего не могут сделать сами", — говорит учительница.
"Без оценок очень плохо. Они не видят смысла учить, если им за это ставят только смайлик, который не поможет на контрольной. Для них главное — не понять, а хорошо написать СОР и СОЧ, по которым выставляется четвертная. И ее никак не исправишь. Ребенок 6 лет учился на пятерки, теперь у нее четверки. Но они какие-то непонятные… Я вижу, что у нее нет глубоких знаний. Нет уверенности. Она идет и каждый раз дрожит, что попадется что-то незнакомое на контрольной. А их по 5-7 в день в конце четверти", — заявляет собеседница издания.
"Затрачены миллиарды для модернизации, отказаться от этого они уже не могут. Но они словно не могут понять, что так они ничему толковому детей не научат. Министр — экономист, никогда не преподававший в школе. Очень мало стало специалистов. Никто не идет в педагогику. Вот и все", — считает педагог с 20-летним стажем.
"Я всю жизнь живу в Казахстане. У меня все друзья здесь, моя любовь вся в Казахстане. Но когда дочь приходит вся зареванная после этой несправедливости, мне хочется продать квартиру и уехать прямо в середине года. Я никогда о таком не думала… У нас была первая, вторая и третья волна реформ...
Старший сын закончил здесь университет, но сейчас образование ужасает. Учебный год закончится, и я приложу все силы, чтобы вывезти дочь и спасти. Если говорить о том, что нас никто не держит, то уезжают не только русские, но и казахи. В Уфу, в Казань. Конечно, нигде нет идеальной системы. Но в России все не настолько катастрофично со школьным образованием. Все понимают, что у нас в стране из-за фактического уничтожения школ будут такие же пустые специалисты. И это страшно!", - подытоживает Наталья Гебель.
"Наталья Николаевна Гебель - в прошлом учитель. Она работала в средней школе № 3 города Актобе. В 2006 году она ушла в декретный отпуск, в 2009 году написала заявление об увольнении по собственному желанию. С тех пор не работает в системе образования. Почему она так высказалась, я не могу знать. В области проводится планомерная работа по переходу на обновленное содержание", - рассказала заместитель руководителя Управления образования Актюбинской области Марал Мыржыкбаева.
Она отметила, что, прежде чем перейти на обновленное содержание, педагоги области прошли предметные курсы повышения квалификации. Реформа в образовании проводилась не один год. Сейчас в каждой школе есть обученные координаторы, которые ответственны за организацию работы, а также помогают учителям.
"Они проводят информационно-разъяснительную работу по обновленному содержанию. В данном направлении в области проводится комплекс мер, а именно обучающие семинары, тренинги, круглые столы. То есть уроки проводятся профессионально и грамотно. Обновленное содержание построено на опыте Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ). Время показывает, что они готовят интеллектуальную элиту страны. Поэтому выпускники востребованы не только в престижных отечественных институтах, но в лучших зарубежных учебных заведениях", - сказала Марал Мыржыкбаева.
По ее словам, казахстанские ученики уверенно поднимаются в рейтинге стран по знаниям.
"В области проводится масштабная работа. Она долгое время сидит дома, может быть, не в курсе проводимых реформ и планомерных работ. Может, поэтому так сказала, но педагогический коллектив области, конечно, это все отрицает", - добавила она.
"Учителя раздражает наша современная система школьного образования, а она между тем взята за основу после изучения признанного во всем мире лучшим финского образования! НИШ активно транслируют этот опыт, многие родители хотят, чтобы их дети учились в этих школах - сегодня конкурс в них 40 человек на место! НИШ демонстрируют высокие знания детей, а опыт этих школ мы сегодня распространяем по всей стране, чтобы все дети имели равный доступ к передовому образованию", - прокомментировал Балыкбаев.
Он привел в пример результаты исследований Всемирного банка о том, что казахстанские дети уверенно идут вверх в рейтинге стран по знаниям школьников.
"Мы движемся вперед, как двигается весь мир - надо меняться, расти, а не сидеть, ухватившись за старые подходы в образовании, уча детей зубрить, как при старой системе образования. (...) Да, и раньше были знания, никто не спорит, но что сегодня делать с выученными правилами и текстами? Нет, мы, вузы, общество, ждем выпускников школ креативных, грамотных, умеющих добывать знания - за такой молодежью будущее! Педагоги сами в первую очередь должны быть такие, устремленные в будущее, вместо того чтобы думать о том, как "продать квартиру и уехать". Уехать куда? Там тоже жизнь не стоит на месте, а с ней и образование. Если человеку присуще жить в поисках "хорошо там, где нас нет" - что ж, это право каждого", - добавил он.
Ректор также высказался в защиту репетиторства в школах. "Вынуждены нанимать репетиторов? Так что в этом плохого? В самых развитых странах семьи выделяют в разы больше инвестиций в знания ребенка школьного возраста. И это нормально", - сказал он.
Балыкбаев попросил родителей и школьников искать в школах не оценки, а новые знания. "Родители должны оказывать необходимую моральную поддержку ребенку, отслеживать результаты, но не через вопрос: "Какую оценку ты получил?", а спрашивая: "Что ты сегодня на уроке услышал нового, интересного, что ты понял, усвоил?" - посоветовал он.
Педагог из Актобе пожаловалась на то, что русский язык в школах с русским языком обучения преподается как иностранный. Ректор вуза на это заявление ответил, что более глубокое знание языка нужно только поступающим на факультет русской филологии.
"Он изучается в полной мере, сколько нужно и предусмотрено типовыми планами, в достаточном коммуникативном объеме, чтобы быть грамотным, общаться на нем, свободно им владеть, так же как английский или другие языки. (...) Государственный язык - да, на него отводится больше часов, времени, но это правильно, ведь он – государственный! В любой стране государственный язык изучается основательно в школах, иной подход был бы просто удивительным", - заявил Балыкбаев.
"Как можно говорить об "уничтожении школ" в нашей стране, когда они строятся, модернизируются, и этот процесс идет очень активно - оптимистичные граждане радуются за своих детей, а тут, оказывается кому-то "страшно" от нашего образования. Не надо страшиться - нет поводов", - заключил он.