Депутат ищет ответственных за скандальные учебники в РК

Депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова адресовала премьер-министру Казахстана ряд вопросов по качеству школьных учебников и деятельности центра, занимающегося их изготовлением. Свой запрос мажилисвумен зачитала на пленарном заседании палаты.
По информации Смирновой, государство ежегодно увеличивает объемы средств, выделяемых на учебники. Так, в 2015 году было выделено около 10 миллиардов тенге, в 2016-м - 19 миллиардов, в 2017 году - 27 миллиардов тенге.
"Министерство образовании и науки каждый год рапортует об огромной работе по усовершенствованию школьных учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфические исполнение, а также совсем не берегущие здоровье вес и размеры, это никак не влияет", - сказала Ирина Смирнова.
Далее депутат озвучила ряд вопросов по авторам современных учебников.
"В стране мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука, как учебниковедение, не развита. Нет ее в реестре профессий, получаемых в вузах страны. Так кто же является авторами учебников, которые определены как базовые по предметам? Имеют ли они специальное образование, дающее право работать над написанием учебника? Взаимодействуют ли авторские коллективы между собой? В учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения. Кроме того, они перенасыщены, зачастую сложно изложены. Или, наоборот, в учебнике "Всемирная история" для 9 класса, информация о Великой Отечественной войне уместилась в параграф. Или, к примеру, нашумевший учебник "Русский язык" для 7 класса, где литературный язык сводится к уровню примитивного бытового общения", - поделилась Смирнова.
Также депутат поинтересовалась, есть ли документ, который определял бы требования к содержанию, структуре, стилю изложения, подбору материала и качеству учебников.
"Любой учебник перед применением на практике должен пройти апробацию, получить положительные оценки экспертов, педагогов, учащихся, родителей. Вызывает сомнение, что учебники, внедренные в 2017 году в 5 и 7 классах, прошли апробацию. Так ли это? Серьезные нарекания есть к работе Республиканского научно-практического центра "Учебник", представители которого утверждают, что не несут ответственности за качество учебников, перекладывая ее то на издателей, то на МОН РК, то на авторов, а то и на "остановившихся" в развитии, "застрявших в прошлом" граждан. Так все же, какую ответственность за качество издаваемой учебной литературы несет центр "Учебник"? Если никакой, не стоит ли его оптимизировать?" – поинтересовалась парламентарий.
Смирнова подчеркнула, что "экспертная деятельность монопольного центра "Учебник" относится к сфере с высокой степенью коррупционных рисков", что, по ее мнению, "тоже играет немаловажную роль".
Депутат также задала вопросы о целесообразности переиздания всех учебников каждые четыре года и об их возрастающей стоимости.
Источник: Today.kz
Поделиться:Похожие статьи:
Новости → Дарига Назарбаева возмущена низкой зарплатой педагогов.
Новости → В Казахстане предложили отказаться от обязательного образования.
Новости → Кембриджская система в школе.
Новости → Новое имя школы-гимназии
Новости → Стандарты 12-летнего образования начнут внедрять с началом текущего учебного года в первых, пятых и одиннадцатых классах.