75-летний художник в Риддере ходит в горы пешком в поисках вдохновения для своих картин
Человек всегда тянется к прекрасному, а если это природа, то такое влечение понятно вдвойне. Художник из Риддера Валерий Ноздрин пишет свои картины исключительно на пленэре в горах. Раньше зимой ходил на лыжах, сейчас преимущественно пешком. А ведь ему 76-й год. В день любитель природных красот родного края проходит порой не менее 14 километров. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Виктория Петрова, наслышанная об удивительном художнике, посетила его мастерскую.
Сказать, что испытала культурный шок (в приятном смысле) — не сказать ничего! Встретил нас Валерий Сергеевич (меня и моего проводника в Риддере — инструктора по горному туризму Славу Егоренко) тепло, с шутками да прибаутками: «Проходите, я сейчас как раз работаю над образом советской женщины!»
А как зашли в светлую мастерскую, сразу продемонстрировал картину, стоящую на табуретке: сидящие за столом двое мужчин выпивают, закусывая килькой прямо из консервной банки. «Герои нашего времени» — в шутку говорит о забулдыгах художник…
Как выяснилось, к алкоголю у Валерия Сергеевича отношение крайне негативное. Художник не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни и делится секретами долголетия.
«Мясо я не ем, только рыбу, овощи и фрукты, сладости магазинные тоже не жалую — к чаю ем свой мед и варенье собственного приготовления, — говорит он. — Молочные продукты тоже не употребляю. Зарядку делаю каждый день! Пешком много хожу».
— Расскажите, когда впервые взяли в руки краски?
— Когда мне было 15, начал писать маслом. Отец принес домой краски. А до этого карандашом рисовал. Так, друзей да прочее. И с тех пор всю жизнь пишу картины.
— Все ведь денег стоит, вас родители поддерживали в начинаниях?
— Краски покупал сам, все сам, потому что работал уже на производстве, ничего у родителей не просил. Делал что хотел. Я ни у кого не учился, нигде. До всего сам доходил. Мне много позже говорили, что моя живопись не похожа ни на что, я не тщеславный, но мне приятно было слышать это от художников старше меня. А еще ведь художником надо родиться. Иначе нельзя. Надо уметь видеть, чувствовать свет.
Свет Валерий Сергеевич чувствует как никто: чего стоят его горы в розово-рыжем закате или тропинки и ручьи в лесу, освещенные лучами солнца, пробивающимися сквозь ветви хвойных деревьев. Белуха, пик Ворошилова, Радоновое озеро, Серый луг, село Поперечинское, Уба… Все эти и многие другие живописные и узнаваемые места региона — на картинах Ноздрева. Огромное внимание уделено деталям. На полотнах часто встречаются рыбаки с удочками.
«Любите рыбалку?» — интересуюсь, пораженная деталями.
«Нет. Друзей много рыбаков, — просто отвечает художник и снова шутит про меня, пока я ползаю по полу с фотоаппаратом среди расставленных картин. — Вы сейчас все тут сфотографируете, а потом мне придется вас «убрать».
Шутит Валерий Сергеевич так, что сразу и не поймешь: может, и вправду говорит?
«А это Белуха! Похожа, да?» — спрашивает художник.
Ахаю и замираю. Похожа. Будто у подножья стою. Не была ни разу, к стыду своему. А так завораживает красота местных гор!
«Ходил в горах, на меня садились клещи, комары, мошка, — сетует Валерий Сергеевич. — Повезло, не подцепил никого! Предрассветная зорька, закат. Любимый свет. Я пробовал все: от тонкой живописи до пастозной».
Портреты Валерий Ноздрин тоже пишет, но реже и на заказ. Больше природу. Клод Моне — один из любимых художников Франции, из русских живописцев любит Константина Коровина. Работы риддерского художника скупают иностранцы. Хорошо расходились они и в 90-е в соседней России, в салоне города Барнаула, который позже закрыли.
«Я около тысячи работ продал, — отмечает художник. — Живописи и этюдов. Заказы. Работы много».
Во всех комнатах висят работы художника, стоят на полу мастерской, теснятся на полках в просторной, но плотно забитой картинами кладовой.
«Предрассветная зорька, закат. Любимый свет», — показывает свои картины Валерий Сергеевич.
Улочки родного Риддера, весенняя сирень, пушистая нежная верба, яркие оранжевые жарки… Много ночных работ с лунным светом.
— Как долго вы работаете над средней картиной?
— Час-два-три, — отвечает художник. — Чем быстрее, тем дороже. Мне говорят: «Вот это бизнес!» А это не бизнес — это работа! Пока есть свет, надо успеть его поймать, перенести…
Его работы крали. Это ли не признание высшего мастерства?! Кто еще может таким похвастать? Ну разве что Да Винчи, Куинджи, Моне, Ван Гог… С десяток имен наберется. И среди них наш восточно-казахстанский мастер пейзажа Валерий Ноздрин!
«Живопись — это криминал, — утверждает наш собеседник. — В Новосибирск на выставку возил целую «ГАЗель» работ. И там несколько работ утащили».
Угощая нас своим вкуснейшим медом да вареньем, свежезаваренным чаем из горных трав, Валерий Сергеевич резюмировал: «Грех жить в таких красивых местах и не быть при этом художником!» Лучше и не скажешь.
Отзывы