А знаете ли вы такую специальность: кочегар экскаватора!? Не машинист, а именно кочегар и именно экскаватора! А такая работа была! Кроме кочегара, экскаватором управлял ещё и машинист. А топливо для этой чудо - машины добывали лесорубы. И спилили они для этого старый лиственичный лес. Работал этот экскаватор на Малоульбинском водохранилище, в начале 1930х годов. Произведенный Германской фирмой UNION, он проделал огромный путь до места работы. До Риддера его доставили железной дорогой, а от Риддера он проехал своим ходом, почти 70 км по горам и перевалам. После выполнения строительных работ великого Ленинского плана ГОЭЛРО, он остался "умирать" на плотине. Впервые я его увидела в 2000 году, меня поразило это техническое чудо. Было отдельным аттракционом исследовать эту железяку и догадываться как же она работала. В последующие визиты на Малоульбинское водохранилище я обязательно заходила в гости к экскаватору и учеников своих приводила. И всегда он вызывал огромный интерес. А в 2011 году мы были свиделями, как последние куски парового экскаватора загрузили в машину и увезли сдавать на металл. С одной стороны природные комплексы надо очищать, а с другой стороны этот экскаватор помогал показывать детям каким тяжелейшим трудом выполнялись ленинские планы.