СТАРОВЕРЫ-ПОЛЯКИ РУДНОГО АЛТАЯ (XVIII-ХХ века)(в сокращении). ШИРКОВ В.П.
В работе на основе архивных материалов, научно-исследовательской литературы и рассказов местных жителей описывается дореволюционная жизнь русских староверов. Показан социально-экономический уклад крестьян в алтайской деревне и проведения земельной реформы в крае.
Рецензент: Профессор ВКГТУ им.С.Аманжолова, доктор исторических наук Алексеенко А.Н.
Поморье, Стародубье, Ветка
Для народа России XVII век был самым не предсказуемым и опасным, часто ставивший само существования государство на край пропасти. Оправившись от «Смутного времени» царское правительство усилило феодальный гнет, вынудив вновь простой люд взяться за топоры и вилы. Тяжелыми налоговыми обложениями и повинностями государство «привязало» крестьян к феодалам, а посадский торгово-ремесленный слой населения обязало «быть в тягле» в пользу казны. Да и в духовном согласии народа произошел раскол. Патриарх Никон в 1653г., стремясь к единообразию религиозного культа в православии, переиздает церковные книги и требует молиться троеперстием. Государственная власть поддерживало церковную реформу, а на ослушников кто не принял нововведения, пошли великие гонения. Людей, не желавших мириться с крепостными порядками в стране и не принявших реформу, упорно продолжающих исполнять религиозные «треба» по-старому, назвали «староверами», «раскольниками». Постоянно преследуемые — староверы были вынуждены уходить подальше от центра на окраины и за рубеж государства. Стойкость последователей раскола перед жестокими гонениями со стороны церковной и светской властью еще больше придавал уверенности в правильности старообрядческой веры. Первая ячейка старообрядческой церкви была заложена купечеством из московского посада в 1667 году. Прибыв в Стародубье (территория Польши и Литвы), под руководством московского священника Кузьмы и священника из г. Белёва Стефана, они в 70-х годах XVII века основали слободу Понуровку. А через некоторое время посадские эмигранты перебрались на реку Сож остров Ветку во владения польского воеводы Халецкого. Постоянный приток беглецов из России способствовал быстрому росту колонии раскольничьей эмиграции. При царствовании Петра I в Нижегородской губернии на р.Керженце были разорены и разогнаны мужские и женские обители раскольников и толпы старообрядцев бежали в Стародубье и на Ветку. За 5-10 лет Ветка раскинулась на 40-50 верст в окружности, где к 1722 году проживало 40 тысяч человек в 23 селениях. Строительство своих монастырей и церквей требовало и своих «правильных» попов. Поначалу беглых попов хватало, но позже в них возникла острая необходимость. Само определения «беглый» к раскольникам не отождествляется с чем-то преступным, нехорошим. Священнослужитель, писатель и полемист старообрядческой церкви Ф.Е.Мельников говорил: «Бегство от истины, от кроткого и смиренного Христа, от Его св. Церкви — это преступление. Бегство же ото лжи, от коварного и жестокого дьявола, от его учеников — гонителей и мучителей — это подвиг, святое дело, это путь Христа и Его учеников. В этом бегстве — жизнь и спасение святой Церкви».(1.стр103).«Без попов нам быть никак не возможно»,- говорили ветковцы. Погоня за попами дало староверческому согласию название «беглопоповцы» или «поповцы». Перемазыванием, делать «правильных» служителей культа взял на себя обязанность в 90-х годах XVII века Феодосий Ворыпин.(2.стр240). До своего гонения он начинал карьеру священником в городе Рыльске Курской губернии.Кроме посадского люда бежали в Польшу и крестьяне. Пробираясь потаенными тропами заграницу разрозненными группами, они не имели своих духовных наставников, приходили без попов. Объединил «беспоповцев» -безбрачников в единое согласие заграницей дьяк Феодосий Васильев. Впервые годы существования беспоповщинское течение в России было представлено поморским толком, основанным в 1694 г. на реке Выг в Олонецкой и Архангельской губерниях братьями Андреем и Семеном Денисовыми, и дьяком Данилой Викулиным. Лидеры беспоповцев провозгласили недопустимость брака. Однако вскоре часть поморцев отказалась от безбрачия. Полное безбрачие могло привиться в монастырях или «пустынях», а в обыкновенной или мирской жизни это было не реально. Беспоповцы, отказавшиеся от безбрачия, получили название «брачники». Также, появились беспоповцы, у которых не было своих храмов, и они не служили ни утрени, ни часов, ни вечерни и потому их согласия называлось «нетовское». Сами нетовцы в большей степени называли себя «спасовцами», то есть надеялись только на одного Спасителя. Основателем согласия, возникшего на рубеже XVII-XVIII вв., был керженский скитник Козьма Андреев. Жестокость светской и церковной власти по отношению к раскольникам породило ещё одно беспоповское согласие — это «бегуны» или «странники». По мнению большинства исследователей, этот толк придумал беглый солдат Евфимий в середине XVIII века. Странники отвергали все, что связано было с государством, и налоги, и присяги, и паспорта и даже деньги (таких беспоповцев называли «безденежниками»). На Ветки Феодосий Васильев до 1706 года ещё как-то поддерживал связь с Выговской общиной беспоповцев Поморья. Но в дальнейшем, из-за разногласий в проблеме таинства брака, и контактов последних со светской властью, привело к разрыву сложившихся отношений. В силу экономической необходимости и в первую очередь получения право заниматься торговлей и промыслами Выговская община пошла на компромисс, признала Петра Первого своим царем и дала приписать себя к Олонецким заводам. (3.стр 268). Потому беспоповская эмиграция отделилась от поморцев и стала называться «федосеевским»- безбрачниками, в честь основателя и главы согласия в Польше.
Переселение и выселение
В России наиболее консервативные ревнители старой веры, прокляв «предателей», продолжали переселяться в глухие места в «пустыни», чтоб изолироваться от мира, сохранить «чистоту» духа и старый жизненный уклад. Против официальной власти такие религиозные ревнители боролись, как вооруженным путем — давая отпор карателям, так и массовым самосожжением и «запощеванием» до голодной смерти. Хотя самосожжение не всегда проводились за веру. Чаще всего это предпринималось в знак протеста против мздоимства и непосильных налогов. В Тобольском крае организаторы самосожжения в 1756 году говорили: «…за многими ныне народными тягостями ни один человек в мире спасти себя никак не может». (3.стр274). Историк Сибири Пётр Андреевич Словцов (1767-1843гг), не был приверженцем раскола, указывал на несколько случаев самосожжения при Тоболе и Тюмени, восхищаясь, писал: «Конечно так, душа и рассудок этих злополучных были в омрачении, но какое сердце, какое покорное сердце билось в этих самоубийцах?».(5.стр194). Тайный советник В.Н. Татищев, находясь на Урале в своем донесении в Санкт-Петербург писал: «… на партикулярных заводах Демидовых и Осокиных приказчики едва не все, да и сами промышленники некоторые-раскольники, и ежели оных выслать, то, конечно, им заводов содержать некем, и в заводах Ея Величества будет не без вреда» (3.стр269). Татищев недолюбливал заводчиков за покровительство раскольникам, за богатую и прибыльную Невьянскую ярмарку Акинфима Демидова. (5стр285). Горнопромышленник Демидов в 1726 году, основал первые рудники и заводы на Алтае и назвал их Колывано-Воскресенскими. Горнорабочие «бергайеры», и приписные к заводам крестьяне, как отмечалось выше, в основном были приверженцами старой веры. Акинфима не интересовало, каких религиозных взглядов придерживались его крепостные рабочие. Его больше интересовала прибыль, полученная из недр Алтая. После смерти Демидова, 12 мая 1747 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны все рудники и заводы были отобраны в её личную собственность, что сразу увеличило количество побегов рабочих и крестьян в леса и горы края, или как раньше говорили – уйти в Камень. (6.стр.17). В 1748 г. поймали двух заводских рабочих, пытавшихся бежать через р. Уба в долину реки Бухтарма. Долина реки Бухтармы была объектом вольной колонизации, сюда в 1764 году бежало сразу 25 горнорабочих Змеиногорского рудника. (7.стр41). Летом 1760 года военная команда, посланная на розыск беглых с алтайских заводов приписных крестьян, захватила на реке Уба трех человек, которые имели две избы, мельницу и пашенное хозяйство. (8.стр43). Народ постепенно стал возвращаться на Родину, но только селились не в Сибири, как этого желала правительство, а уже на обжитые староверами места. На Иргизе — большом притоке р. Волга в Саратовской и Самарской губерниях староверы быстро возвели монастыри и многочисленные приходы. Слава Иргиза превзошла и Керженец, и Стародубье, и Ветку. Екатерина II прислала в дар Иргизской Никольской церкви священническую ризу, на которой собственноручно вышила своё имя. (4.стр137). Организацию переселения приняли на себя существовавшие внутри страны старообрядческие общины, и повели ее уверенным, быстрым темпом. На Алтай же попадала бедная, малочисленная часть крестьян-староверов. Это доказывает рассказ жителя села Бобровка, записанный исследователем М.В Швецовой: «Был я у пана заведующим псарней, жизнь моя была хуже смерти. Вот и порешили идти в Сибирь». (11.стр10). Таким образом, очередная попытка заселить крестьянами личные владения земли Кабинета на Алтае и Сибири вновь потерпела неудачу. К тому же ухудшились отношения императрицы с православной церковью из-за «лояльного отношения» правительства к раскольникам. Священный Синод настоятельно просил Екатерину II не давать разрешения на постройки часовен раскольникам, «чтоб не было православным развращения».(12.стр157). Внутриполитические и экономические проблемы сплелись в «гордиев узел» и императрица «разрубает» его. Чтоб Священный Синод больше не вмешивался в государственную политику в 1764 году, проводится секуляризация церковных земель, приведшая к финансовой зависимости высшего сословного духовенство от светской власти. В том же году за границу, в Польшу посылают карательный отряд под командованием генерал-майора Маслова. В те времена Польша была политически слабой и с ней не церемонились. Старообрядческий центр на Ветке был полностью разорен. Не многим жителям Ветки удалось бежать в Стародубье. Попавших в плен к карателям мужчин, женщин, дети (20 тысяч человек), отправили в город Калугу и далее в Сибирь. В 1765 г. издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы. В дальнейшем, согласно распоряжению императрицы, разделяя семьи, правительство стало выселять бывших жителей Ветки на Алтай и Забайкалье. Заселяя кабинетское землевладения крестьянскими семьями, царская администрация решала экономическую проблему – продовольствие, а также нехватку рабочих рук для рудников и заводов.
На новом месте
Сосланные ветковцы в Забайкалье, были прозваны местными жителями за дружбу, сплоченность в работе и семейной жизни — «семейскими». В 1808 г. иркутские начальники сделали официальное заключение: «Они (староверы — В.Ш), поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию. Но неусыпное их трудолюбие и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни, и их хлебопашество доставляет им не только изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерченского уездов».(13.стр3). Прибывших под конвоем ветковцев на Алтай местное население прозвало «поляками». Русский ученый-путешественник П.П.Семенов Тян-Шанский в 1857 году побывал в селе Секисовка, в путевом дневнике написал: «Жителей Секисовки называют «поляками», хотя они говорят по-русски и были староверами».(14.стр68).Кабинетская администрация старалась селить староверов поближе к военным укреплениям и казачьим форпостам, чтоб «пригляд» за ними, хоть какой-нибудь был. По предложению генерал-поручика Шпрингера, начальника всего сибирского войска, была перенесена пограничная линия на Алтае, «… и прежние форпосты, позади линии оставшиеся, как-то: Шемонаевский, Екатерининский и пр., заселялись хлебопашцами.».(5.стр552). Так с 1764 по 1766 года на Алтае возникли «польские» деревни: Старо-Алейская, Екатериновка, Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка и Бобровка.За счет духовного единения и взаимопомощи староверы довольно-таки быстро освоились на новом месте. Прибыв в 1770г. в Шемонаиху ученый-исследователь академик П.С.Паласс отмечал, что «оным поселянам можно в честь поставить, они весьма рачительные и добрые земледельцы».(8.стр 46). К 1782 г.«польских» посельщиков насчитывал 2657 человек, что составляло третью часть общей численности крестьян Рудного Алтая.(9.стр61). «Переселенцы располагались довольно крупными селениями (15-30 дворов),- писал Семенов Тян-Шанский, — в первый год строили дома, постройки первой необходимости, обносили изгородью обширный выгон (поскотина). Обустроив дом и хозяйственные постройки, только со второго года переселенцы принимались за земледелие. Он (глава семьи — В.Ш), брал ее столько, сколько мог обработать».И жилось бы «полякам» хорошо, как когда-то на реке Сож Ветка, если бы не попытки администрации края перекрестить раскольников в православных. Кроме того, 21 мая 1779 г. издается распоряжение о приписке к Колывано-Воскресенским заводам крестьян, что обязывало их выполнять не только земледельческие работы, но и рубку леса, вывоз готовой руды. Да и пришлые люди стали дурно влиять на молодежь пьяной гульбой да курениям табака. В особенности курение у староверов считалось большим грехом. Это обстоятельство еще больше сплачивало старообрядцев вокруг своих духовных наставников. “Только дьявол мог пускать дым изо рта”, — говорили староверы. Оглядевшись на новом месте, наиболее консервативные ревнители веры, не желая «мирщиться» и исполнять религиозные «треба» с никоновцами, уходят из первоначальных мест поселений и создают исключительно из своей новой деревни. «Вторичное переселение было вызвано не одними экономическими соображениями, а именно целью ухода от притеснений религиозных и иных. Как это случилось при бегстве староверов в Алтай», — писал П.П.Семенов Тян-Шанский. (14.стр71). Экономически крепкие крестьянские общины, объединенные своими духовными наставниками, которые играли своеобразную роль «нештатных психиатров» вновь переселяются, чтоб обособиться. Например, выходцами из Секисовки, в конце XIX века, считали себя жители шести деревень Риддерской волости и четырех Владимирской — это Быструха, Малая Уба, Волчиха и Зимовье. Обособление староверов и социальное расслоение в старообрядческих общинах помогло администрации края усмирить недовольство крестьян указом Кабинета от 3-го марта 1797 года. В нём вновь, как и в предыдущем указе утверждалось, что крестьяне Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберёзовской волостей на своем личном транспорте обязаны отрабатывать урочные лета, доставлять руду с рудников на ближайшие заводы.Историю заселения Рудного Алтая староверами можно условно поделить на два периода, первый — когда в край попадают лишь добровольцы переселенцы и крестьяне староверы (до 1764г). И второй период — время образования оседлых «польских» поселений (после 1764г). На Рудном Алтае происходило интенсивное выделение новых староверческих сел из старых поселений и к 50-м годам ХIХ века возникли деревни – Бутаково, Вавилонская, Петропавловская, Стрежевная, Поперечная, Тарханка, Александровка и другие. Постепенно расселяясь, к концу XIX века на территории Алтая уже существовало 18 староверческих деревень с общей численностью населения 27238 душ. «Поляки» обособляются и образуют определенный субэтность», — пишет в своей работе «Старообрядчество на Рудном Алтае» историк Толочко. (8.стр45). Но развитие капитализма в Российской империи и последующие исторические события в стране существенно повлияли на жизненные устои старообрядчества.
Землеустройство Кабинета
Развитие капитализма в сельском хозяйстве привело к обезземеливанию большей массы крестьянства в деревнях Европейской части Российской империи. В середине 90-х годов XIX века общая аграрная политика правительства была направлена на переселение безземельного крестьянства в районы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Эту политику проводил Комитет Сибирской железной дороги, учрежденный 10-го декабря 1892г. для общего руководства строительства Транссибирской железной магистрали. В двухсотверстной полосе, вдоль строительства железнодорожной линии в Томской губернии, отводилось 11 млн. десятин земли, где предполагалось разместить 500 тыс. переселенцев. Чтоб узаконить отмежевание земли у местного крестьянства и сохранить в неприкосновенности личные владения Кабинет издал указ от 31 мая 1899г., согласно которому устанавливалась норма пахотного надела — на одну душу мужского пола в семье выделялось 15 десятин. Излишки земли, если таковые выявлялись, администрацией края изымались и отдавались малоземельным крестьянам. За Кабинетом сохранялась право на владение недрами и лесными богатствами, и если было необходимо, устраивать в черте крестьянских наделов рудовозные дороги. Указ касался только северных районов Алтайского горного округа, где проходила Транссибирская магистраль. А в южной части региона администрацию края занимал вопрос получения прибыли с рудников и заводов. Доктор исторических наук, профессор Игибаев С.К. писал: «Не случайно рудники Его Величества в начале ХХ века переходили от одних предпринимателей к другим».(25.стр13). Потому указ Кабинета от 25 июня 1903г. запрещал приезжим крестьянам селиться на территории Рудного Алтая.
Таблица №2
Название деревни Количество наделяемых Досталось на 1 муж душу
Секисовка 1927 человек 8,20 десятин
Малая Уба 1526 человек 7,70 десятин
Быструха 1224 человека 11,68 десятин
Волчиха 458 человек 13,75 десятин
Зимовье 385 человек 14,75 десятин
Землеустроитель рассматривал прошения и жалобы, возникающие при межевании наделов местного населения. Землеустроитель обследовал и уточнял границы между деревнями, которые всегда были спорными территориями. Например, летом 1912г. убинский лесничий Шестагин и землеустроитель Трояновский обследовали границы «земли, деревень: Стрежевной, Поперечной и Орловской – по — соседству с кабинетскими дачами и установили границы». После размежевания земельных наделов, даже согласно указу Кабинета от 1899г., досталось менее 15 десятин земли на человека. Землеустройство вызвало большое социальное потрясение в старообрядческих селах Рудного Алтая. Заявления и жалобы посыпались как на имя землеустроителя, так и в окружной отдел Змеиногорского уезда. Там их разбирала комиссия под председательством господина Барокка. (33). Что вызывало не довольство жители деревень? Обратимся к заявлениям, хранящимся в Государственном архиве ВКО г. Усть-Каменогорск: Пишет в окружной отдел г. Змеиногорска крестьянин д. Орловка Егор Осипович Ларионов, чтоб «дали ему участок для неродного сына Филиппа от второго брака с быструшинской крестьянкой Марией Козловой».(34). Такого же содержания прошения секисовского крестьянина Емельяна Ларицкого, чтоб ему дали «участок для неродного сына от второго брака с крестьянкой Марфой из Быструхи».(35.стр17). Конечно, и Егору Осиповичу и Емельяну отказали в просьбе, потому что были живы первые жёны, а разводы и свадьбы по старообрядческим правилам администрация края считала не действительными. Некоторые богатые староверы, занимаясь торговлей разбогатев, уехали жить в город, где записывались как мещане, вдруг вспомнили, что в давно покинутой деревне у них появилась возможность получить земельный надел. Например, мещане города Усть-Каменогорска Евстафий Федоров и Иван Афанасьев просят землю только потому, что «они всегда проживают весной и осенью в д. Малая Уба».(36). Но большинство прошений от приезжих крестьян. Некоторые богатые новоселы, построив мельницы и лесопилки, пытались узаконить захват земли. Как братья Суворкины построили мельницу на речке Топкуша в 4 верстах от д. Зимовье и просили землеустроителя выделить участок под пашню. Еще пример, деловые люди Дмитриев, Нелюбов и Лебедев просили выделить участок под «строительство лесопилки и мельницы в деревне Малая Уба».(37).Много переселенцев, в основном холостяки, жили в семьях зажиточных старожил и числились по документам батраками. Согласно указу статьи 155 они подпадали под пункт №6 и не наделялись пашней. От общего числа проживающих в селах людей батраками числилось в д. Орловке-73 человека или 13%, в д. Волчихе-16%, в д. Зимовье-8%, в д. Малая Уба-4%, в д. Секисовка- 3,5%, д. Быструха-3%. Кабинетское землеустройство и столыпинская аграрная реформа не решили земельные проблемы в «польских» селах. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве становятся главной жизненной основой крестьянства на Рудном Алтае.
Таблица №3
Название деревень Собрано пудов с 1 десятины Годы 1909 1910 1911
Секисовка 50 40 30
Малая Уба 40 40 30
Быструха 40 40 30
Волчиха 40 30 20
Зимовье 50 60 35
В приведенной таблице №3 указана урожайность за три года в села Владимирской волости. Если перевести пуды в килограммы, а десятины в гектары, то в среднем получим 8-9 центнеров с одного га., собирали крестьянин со своего надела. Потому вывоз хлеба на рынки из «польских» сел крайне редок. Продавать зерно мог тот крестьянин, который имел большие посевные площади. Земли, как нам удалось выявить ранее из документов, к началу ХХ столетия в старообрядческих деревнях не хватало. И все же «польские» деревни в дореволюционное время считались самыми зажиточными на Рудном Алтае. «Поляки» всегда исправно платили налоги Кабинету. Таблица №4 даёт представления о сумме годового налога «польских» деревень Риддерской волости, выплаченной властям края за 1912 год.(39).
Таблица №4
Название деревень Оброчная подать Губернская подать
Бутаково 1236 руб. 04 коп. 475 руб 85 коп.
Черемшанка 2456 00 коп 945 57 коп
Орловка 1127 49 коп 434 09 коп
Пихтовка 263 84 коп 101 58 коп
Поперечная 1527 87 коп 588 21 коп
Стрежевная 393 77 коп 151 60 коп
Итого: 7005 00 коп 2696 92 коп
Земли Кабинета были основными потребителями сельскохозяйственной техники. В городе Усть-Каменогорск в 1913 году для небогатого покупателя открылся Переселенческий склад отделения «Международной компании», где в рассрочку можно было купить сельскохозяйственные машины иностранного и российского производства. Одна треть вносилась деньгами, а две трети рассрочивалось на срок до двух лет с начетом 7 рублей на сто в год. Цена же такова: сенокосилка с граблями -210 рублей, жатка-150-240 рублей, сеялка-95-115 рублей и т.д. Особой популярностью у крестьян пользовался плуг Р. Сакка, по цене 13-14 рублей. Его цилиндрический отвал с симметричными лемехами позволял отрезать пласты земли и отваливать как вправо, так и влево.(40) Чтобы, взять в рассрочку, сельхозмашину необходим был документ или крестьянского начальника, или председателя кредитного товарищества. Прочитав о кредитах в Быструхи, по рассказу Рибнер Л.К.(рожд.1904г): “Отец на сходе села выступил агитатором. Люди выбрали его председателем, собрали по 5 рублей обязательного паевого взноса и отправили его в город”.(Запис.1990г). Кроме сельхозмашин в «польских» сёлах покупали сепараторы и швейные машинки “Зингер” по цене 104 рубля. Это большие деньги по тем временам, для сравнения обед в чайной города стоил 15-20 копеек, сапоги хромовые 5-6 рублей, рубаха мужская 75-90 копеек. Главными финансовыми источниками пополнения денежных средств старообрядческой семьи в начале XXв. стало животноводство, пчеловодство и различного рода промыслы охота, рыболовство, а Бухтарминской долине — мараловодство. Приоритетным направлением считалось разведение крупнорогатого скота и лошадей. В представленной таблицы №5 указаны количество основных видов животных разводимых в «польских» деревнях Риддерской волости в 1912 году.(41). К примеру, в д. Орловка в это время находилось 120 хозяйственных дворов. Если разделить общее количество животных данного села на хоз. дворы, то получим 12 голов К.Р.С., и 7-8 лошадей приходилось на одно хозяйство. Примерно такое же соотношение животных на один двор приходилось и в селах Владимирской волости. Продукцию, полученную от животноводства крестьяне, вывозили на ближайшие рынки. По утверждениям современников, в начале ХХ века город Семипалатинск был самым бойким местом сбыта масла. За 1913г.с кабинетского землевладения вывезено за границу 2 миллиона пудов масло, что составляло половину всего российского экспорта.(17.стр104). «Поляки» продавали на рынках лошадей, так как они представляли основную тягловую силу в дореволюционный период. Кроме выполнения сельхоз работ, крестьяне вынуждены были заниматься перевозками
Вместо заключения
К периоду установления власти Советов на Рудном Алтае товарно-денежные отношения социально дифференцировали крестьянство в «польских» деревнях, разделив староверов на богатых и бедных. Удерживал от борьбы бедных против богатых общий враг — Кабинет и официальная церковь. Октябрьская революция 1917г. обещала дать народам России «свободу, равенство, братство». На самом деле Советская власть уже в 20-е годы начинает религиозные притеснения и преследования. Перестраиваются под клубы и склады церкви, молельные дома. В Шемонаихе в 1924 году власти решили построить школу, а кирпича нет. Тогда разобрали церковь, но кирпича всё равно не хватило.(48.). В селе Быструха «австрийскую» церковь приспособили под местный клуб. Подвергаются преследованиям священнослужители и верующие. В селе Верх-Уба, зимой двух служителей церкви местные активисты бросили в прорубь. « Дети через день побежали играть на речку, а подо льдом, как под стеклом, святые отцы…», — пишет журналист Фаина Польских. «Возле Риддера уничтожили женский монастырь. Сруб раскатали на брёвна и сплавили по Громотухи, а послушниц утопили».(48.стр 9). Уничтожается церковная литература, расстреливают или сажают в лагеря духовных лидеров. Староверы лишились грамотных уставщиков. «Поляки», как в эпоху кабинетского землевладения, вновь терпя жестокие притеснения и гонения со стороны советского государства. Часть старообрядцев пытаются уйти за границу, в ближайшую страну Китай. Рассказывает Зырянова Анна Петровна (рожд.1940г.): «Родилась я в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в русском селе Ком КНР, там жило много староверов». (Записано 2011г.). В послевоенные годы при руководстве страны Н.С.Хрущёва, ослабевает атеистическое давление на религию. Потому в 50-е-60-е гг. происходит переселения «поляков» уже из Китая на Родину. Но в 70-х и 80-х гг. вновь государство проводит политику направленную против религии.
Источники и литература
1. Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Публичная беседа об именословном престолосложении. Т-4. Барнаул: АКООХ-И. «Фонд поддержки..»,2002г.-367 с. 2. Никольский Н.М. История русской церкви. Москва. Политиздат. 1985г.-448с. 3. Русское православие: вехи истории. Под. ред. А.И.Клибанова. Москва. 1989г.-719с. 4. Мельников.Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Изд-во БГПУ.Барнаул.1999г.-557с. 5. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Стихотворения. Проповеди. Новосибирск. «Вен-Мер».1995-676с. 6. Алексеенко.Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. Усть-Каменогорск.1995.-77с. 7. Алексеенко Н.В. Алексеенко В.Н. Славянское население Казахстана XVIII-XXвв: Историко-демографические исследование.-Усть-Каменогорск.,2009.-131с. 8. Толочко.В.В. Старообрядчество на Рудном Алтае. ВКГУ.Серебряные горы. №1 Усть-Каменогорск. 1992г. 9. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата. Наука. 1981.-112с. 10. Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др. Старообрядцы Алтая. (Оп.: Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая). Новосибирск. Наука, 2002 г. 11. Швецова М. « Поляки» Змеиногорского округа. ЗСО. отд. РГО.- Омск. 1899. Книга XXVI 12. Валишевский. К. Романы императрицы Екатерины Второй. «Жалын». Алма-Ата. 1992г. 13. Пронин Е. Семейские. Вокруг света. Журнал №7 1989г. 14. Семенов Тян-Шанский.П.П. Путешествие в Тянь-Шань. Москва. 1958г 15. Никифоров.И. Из истории строительства и названия православных храмов на Шемонаихинской земле. «Шемонаихинское время». №5(14),8 марта 2007г. 16. Гребенщиков.Г. Степные узоры. Усть-Каменогорск.2006.-290с. 17. Очерки истории Рудного Алтая. Под ред. Пизикова. Усть-Каменогорск. 1970г 18. ГАВКО. Фонд 568. Опись 1-1. Дело 137. Лист 72. 19. Там же. Д 75. Л 123. 20. Там же. Д 44. Л 214. 21. Там же. Д 115. Л 16. 22. Там же. Д 75. Л 3. 23. Черных.С.Е. С берегов Иртыша. Алма-Ата.1981.-260с. 24. Ширков.В.П. Очерки истории села Быструхи. Усть-Каменогорск.2007-36с. 25. Игибаев С.К. Промышленные рабочие дореволюционного Казахстана.(1861-1917). Алма-Ата. Гылым. 1991… 26. Жидков Г.П. Кабинетское землевладение. 1747-1917 гг. Новосибирск. Наука. 1973. 27. Ленин В.И. Пол. собр. сочинений. Том-23. 28. ГАВКО. ф. 568. оп. 1-1. Д 53 Л 23 об. 24 об. 29. Там же. Д 53 Л 135 30. Там же. Д 49(а). Л 11 31. Там же. Д 53 Л 24 об. 32. Там же. Д 137 Л 69 33. Там же. Л 85. 34. Там же. Д 44 Л 214 35. Дик.Е.В. Ширков.В.П. Невыдуманная история о селе Секисовка:260-летию села.-Усть-Каменогорск. Изд., ВКГУ им Аманжолова,2007.-90с. 36. ГАВКО. Ф.568 оп. 1-1. Д 115 Л 229 37. Там же. Д 115, л 44 38. Там же. Д 161 Л 3 39. Там же. Д 137 Л 64 40. Щербик Г.А. «Бартер по-старинному». Рудный Алтай. 1991г.5 сентября. 41. ГАВКО. Ф.568.оп1-1.Д 137. Л 70 об. 42. В поисках Беловодья. Разная земля. Том-1.Санкт-Петербург.2010.-С.210. 43. ГАВКО. ф. 568. оп. 1-1. Д 137 Л 71 44. Там же. Д 44 Л 189 45. Там же. Д 161 Л 314 об. 46. Там же. Д 44 Л 214 47. Там же. Д 75 Л 124 48. Польских.Ф. Тайны Убы. «Устинка».№33,15 августа 2003г.
Иллюстрации
Фотоальбом "Старообрядцы Алтая и Бухтармы. Начало ХХ века" https://ok.ru/profile/565771061686/album/903688595126
Отзывы