Исторический календарь
100 лет назад в 1915 году было начато строительство узкоколейной железной дороги «Риддер-Усть-Каменогорск».
К началу ХХ века риддерские рудники почти полностью бездействовали. Царское правительство не справлялось с эффективным управлением алтайскими богатствами. В 1914 году в результате многоходовой комбинации, связанной в том числе и с подкупом членов царского кабинета министров, риддерские рудники получил в концессию британско-российский миллионер Лесли Уркварт. Одним из пунктов договора о концессии было обязательство по строительству железнодорожной ветки от Риддера до Усть-Каменогорска, чтобы обеспечить бесперебойную доставку концентратов на усть-каменогорскую пристань.
Начатое концессионерами в 1915 году строительство узкоколейки шло замедленными темпами, в режиме наименьших затрат. В 1917 году, сразу после запуска ж/д ветки, на 22 километре первый паровоз потерпел крушение. Еще в начале прокладки пути строители-железнодорожники неоднократно заявляли начальнику Лахтину, что в таком виде полотно будет ненадежным. Они предлагали отвести линию от опасных горных обрывов, указывали, что рельсы и шпалы не соответствуют тяжелым паровозам и вагонам. Начальник ж/д Лахтин и управляющий рудниками Лессиг увидели в этих докладных записках призыв к забастовке и бунту.
О том, как была построена узкоколейка, убедительно свидетельствует докладная начальника железнодорожного узла Риддера И.Ф. Русанова от 1924 года, адресованная в горнопромышленное управление: «Риддерская железная дорога построена концессионерами по принципу возможных наименьших затрат. Радиусы и уклоны нарушают все существующие нормы, с целью уменьшения земляных работ и взрывных. Путь не балластирован. Рельсы и ряжи старые, служившие много лет Рязано-Уральской железной дороге. Для крепления рельсов применялись старые шурупы. Мосты сделаны наспех, быки установлены не кесонным способом, а опущены прямо на грунт. Паровозы и вагоны, купленные у Рязано-Уральской железной дороги, старые, тяжелые».
В 1918 году после объявленной новой властью рабочих и крестьян национализации всех рудников, после разгрома белогвардейцев-колчаковцев, концессионеры разрушили железнодорожное полотно и разобрали паровозы.
До 1923 года перевозка концентратов из Риддера до Усть-Каменогорска осуществлялась тягловым способом.
Восстановление и развитие железнодорожного сообщения от Риддера до Усть-Каменогорска и Рубцовска длилось до 1937 года и потребовало невероятных материальных затрат и человеческих усилий. Однако накануне Великой Отечественной войны железнодорожные артерии надежно связали Риддер с общесоюзной сетью грузоперевозок и пассажирского транспорта.
Из фондов Риддерского историко-краеведческого музея
На фото:
Строители узкоколейной железной дороги "Риддер-Усть-Каменогорск", 1916 год
Отзывы