Поддержать проект: 4400 4301 8012 7141 (VISA Kaspi GOLD)

Блоги

"Нетрадиционный" ЗападМеждународное обозрение

В 2021 году Президентом России В.В. Путиным была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Аналитики сразу отметили, что главным разделом объёмного документа надо считать блок о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти — статьи 84-93. Подписание этого документа и сама формулировка п.84 «…человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов…» ещё раз подчеркнули, что страна входит в активную фазу противодействия давлению — агрессивному навязыванию западных «ценностей».
"Нетрадиционный" Запад

Краеугольные камни современной западной идеологии
Скорость переобувания бывших союзников России и даже их граждан объясняется активностью и отработанным механизмом включения новой группы в уже дисциплинированное по шаблону геополитическое пространство. Так вступая в ЕС (или выражая такое желание) страны подписывают договор, согласно которому обязаны придерживаться определённого образа жизни и даже мышления. При внешнем сходстве с главным документом РФ (стремление к демократии, защита свобод и равенства), разница очевидна уже на этапе трактовок и крупных подзаконных актов. Достаточно сравнить ключевые тезисы:

глобализм [риторика ЕС] вместо многополярного мира [риторика РФ];
универсальность [риторика ЕС] против многообразия самобытностей [риторика РФ];
приоритет ценностей запада [риторика ЕС] или равенство цивилизаций [риторика РФ].

Последний пункт можно расписывать и сравнивать до значительной глубины. Многовековым культурным и социальным фундаментам, на которых строились цивилизации, запад предложил свою замену — гендерное равенство и мультигедерность, при которой человек якобы может выбирать пол, не признавая данный природой, упразднение хрестоматийного института брака в пользу суррогатного материнства и однополых браков. И даже шанса отказаться от этих идей у принявших ценности запада уже нет.

Идеи и устои, от которых (по намекам Запада) нужно отказаться, как от пережитков и оскорбительных нарративов:

Духовность и приверженность церкви, при этом речь идёт не о конкретной конфессии, а о традициях веры. Не прописывая в конституции вопрос религии, запад открыл дорогу агностицизму, атеизму и секуляризация.
Отношение к половому воспитанию как разным ролям мужчины и женщины и признание брака только как союза разнополых людей.
Уважение к институту семьи, старейшинам рода, — в мире, где ребёнка может в любой момент забрать полиция, решившая, что родители неправы, прививать авторитет невозможно.
Сохранение собственных ритуалов, обычаев, — представителям кругов постоянно приходится отказываться от собственных устоев в пользу общепринятых стандартов.
Если разобраться, этот подход лишает страны, подчиняющиеся правилам, всего того, что делало их самостоятельными и сильными. Саморазрушение и даже вырождение — то, с чем уже сталкивается современная Европа, захватываемая приезжими из Азии и Африки, которые свои уклады умудрились сохранить.

Принципиальные разногласия подходов
Идеи, поставленные во главу угла, новыми назвать сложно, как и попытку их насадить. Ещё в период Революции 1917 года, которая, как уже доказано была проспонсирована западом, активно продвигалась идея свободного секса. Александра Коллонтай, Инесса Арманд и Лиля Брик придерживались мнения, что «революционный пол» должен свободно удовлетворять естественные потребности, не отказывая в этой малости товарищам по борьбе.

В тот момент идея не нашла активной поддержки именно благодаря защите на уровне государства политики мультинародности. Традиционно исламизированные регионы СССР не были готовы к такому кардинальному перевороту. Постепенно идея умерла сама по себе, замещённая образом скромной и целомудренной представительницы страны, в которой секса нет.

Зато свой бумеранг получил Запад, куда часть покинувших страну активистов переместилась. Под красивой идеей общего равенства и соблюдения прав женщин было погребено само отношение к женщине как к матери, хранительнице рода. Затем расцвела ювенальная юстиция с акцентом на защиту детей от родителей и их влияния, как противопоставление праву рода на передачу своих устоев в семье.

Параллельно идея равенства превратилась в подчёркнутую феминизацию мужчин и маскулинность женщин. Следующими, уже естественными и не удивительными шагами, стали отказ от гендера, сексуальное воспитание в школах (период, когда закладываемые идеи воспринимаются как данность и естественная среда) и поддержка меньшинств в ущерб большинству. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть универсальность половой принадлежности, были изобретены формы Родитель 1 и Родитель 2, полностью исключающие понятия мать и отец, на которых строились цивилизации. При этом естественная и ненасильственная альтернатива, как признание права на нетрадиционную ориентацию с отказом от ее пропаганды, стала продвигаться как нечто неправильное и даже постыдное.

Последним на текущий момент этапом и одновременно инструментом продвижения этих идей стал именно стыд. Погрязшему в показной толерантности миру доказывается, что думать иначе стыдно, а в некоторых случаях стыдно даже быть «не таким», в частности, белым или русским.

Внимание не обращается даже на факт, что за показной толерантностью нетерпимость только растёт. Вынужденная вставать на колени за грехи предков часть страны не может воспринимать такие правила с удовольствием. Приоритет при поступлении в учебное заведение по цвету кожи или сокращение на работе с учётом сексуальной ориентации только увеличивает раскол в обществе, — не заметить, что в списке главных достоинств нового пресс-секретаря Белого дома названы ЛГБТ и принадлежность к негроидной расе, сложно. Единство, прописанное на бумаге, на деле не работает, и разногласия только усиливаются.

Нужна ли защита от «обмена ценностями»
Уверенность в собственной непогрешимости и навязывание внутренней идеологии эксперты видят в самом принципе формирования государственности европейских стран, а тем более США. Вся англосаксонская культура — это колонии и полное подчинение, а в случае со Штатами — ещё и геноцид в отношении коренного народа. Культура, которую смогли сохранить коренные жители Североамериканского континента, стала не более чем экзотикой, — забавой для туристов, укладом жизни вымирающих от нищеты резерваций. На остальной территории страны, полностью захваченной приезжими (как выходцами из Европы, так и насильно привезёнными африканцами) идеи и образ жизни едины, — сомнениям и обжалованию не подлежат. Искусственная ассимиляция не оставила ни одному народу право на самоидентичность.

О намерении именно диктовать и Российской Федерации свои устои можно судить по Брюссельской резолюции Европарламента 19.12.19 г. В ней чётко прописано, что единственным основанием для отмены принятых в отношении РФ санкций будет изменение законодательства в пунктах, противоречащих международному праву. Таким образом ЕС открытым текстом заявил о своём превосходстве и миссионерско-цивилизационном подходе в отношении России.

Цель таких действий, подпитываемых миллионными вливаниями в многочисленные сообщества и движения, очевидна. Идея, какой бы они ни была, — это возможность организовать группу. Группой проще управлять, и её же, в соответствии с принципами цветных революций, проще поднять на переворот. Страну, в которой десятки достаточно самостоятельных мнений приходят к единому выводу, разрушить, как ни странно, значительно сложнее, чем объединённую одним шаблоном. В последнем случае достаточно разрушить или изменить этот шаблон, а в мультигруппе придётся бороться с каждым из образований, которые могут координироваться и не воспринимать внешние источники информации.

Именно такой проблемой и стала многонациональная и поддерживающая эти устои Россия, всегда легко остававшаяся мультинародной, а со временем ставшая в центральной части и явно христианской. Именно из-за приверженности ценностям ислама утрачивает силы Европа. И именно в общем для этих культур акценте на семью и детей видит будущее текущее правительство страны, а также духовенство, которое при конфессиональных разногласиях также едино в отпоре западу.

Противодействие западной миссионерской агрессии способно стать тем связующим материалом, каким в середине прошлого века стала угроза фашизма.

Народным ответом западу стали итоги Референдума, проведённого в России в июле 2020. Один из пунктов чётко определил вес семейных ценностей, как государствообразующих, второй — приоритет внутреннего закона над международным. Принятие Стратегии национальной безопасности только подтвердило, что в этом вопросе позиция РФ останется непоколебимой.

Источник: https://kz24.news/news/kultura/semya-pamyat-uvazhenie-kakim-traditsionnym-tsennostyam-segodnya-protivostoit-svobodnyy-zapad.html

Подведены итоги флешмоба, посвященного 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной ВойнеРоссия и Казахстан

Подведены итоги флешмоба, посвященного 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне

В этот светлый праздник поздравляем всех казахстанцев с Днем Победы!

20 апреля 2022 года новостной портал kz24.news (https://kz24.news/news/obschestvo/itogi-fleshmoba-v-kazahstane.html) объявил флешмоб, посвящённый 77-ой годовщине победы в Великой Отечественной Войне. И удивлению не было предела, когда увидели насколько активно нашу идею поддержали читатели. Помимо этого мы ощутили огромную поддержку среди коллег, в том числе из Российской Федерации. Информацию о флешмобе распространили многие популярные СМИ, а также неравнодушные владельцы многочисленных сообществ в соцсетях и мессенджерах.

Мы получили не очень много фотографий с ветеранами Войны, но увидели множество слов поддержки от детей Ветеранов, которые чтут память своих родных, принимавших участие в Войне.
Подведены итоги флешмоба, посвященного 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне

Многие участники присылали фотографии без подписей, мы не знаем имён и фамилий ветеранов, но с радостью опубликуем здесь список людей, которые написали нам. Вот они:

Руслан Мухаметов,
Анатолий Папков,
Гульнара Баймухаметова,
Алина Мусина,
Карлыгаш Рахимжанова,
Назгуль Асылбекова,
Айжан Кравченко,
Айна Байдаулетова,
Шолпан Утепова,
Зухра Саби,
Марлен Тайчибеков,
Кунай Бабажанова,
Катерина Актукузова,
Зейнолла Салтанат,
Александр Тепляков,
Владислав Маденов,
Тимур Ахмадеев,
Щербаков Александр,
Тузубаев Игорь,
Елена Асланова,
Несен Юлдашев,
Батыр Слюсаренко,
Ильяс Джантикеев,
Александр Самойлов,
Дмитрий Русаков,
Николай Калимулин,
Санжар Ибрагимов,
Багдат Давлатов,
Сайдархуджа Кайралапов,
Алексей Туев,
Тайыншинский совет ветеранов.

От всего сердца благодарим всех участников флешмоба за сопричастность к великой истории нашего Отечества, верность идеалам добра и свободы.

Акция "Вместе с ветераном" продолжаетсяРоссия и Казахстан

Акция "Вместе с ветераном" продолжается

Несмотря на перипетии в политике и межгосударственные ристалища, жители бывшего СССР продолжают сохранять благодарную память о героических борцах против нацизма в Великой Отечественной войне, сообщает информационный портал sm.news (https://barnaul.sm.news/mudrye-kazaxi-podderzhat-akciyu-vmeste-s-veteranom-84501-u3t5/).

Житель казахского национального села Байгамут в Алтайском крае, до недавнего времени директор национальной казахской школы в Благовещенском районе, лауреат краевой Титовской педагогической премии, акын Сапарбек Маусумбаев горд за своего отца и других родственников, победивших германский нацизм.

— Уважаемый Сапарбек, поздравляю Вас с наступающим общим праздником — Днём Победы! Что означает этот День для Вас?

— День Победы для меня — памятный торжественный праздник.

— Расскажите, кто из Ваших родных участвовал в боях Великой Отечественной войны?

Я счастливый, что мой отец, участник Великой Отечественной. Главное, вернулся живым с фронта. Он потерял на войне ногу. Однако, всю оставшуюся жизнь он был отличным работником, в разных сферах колхозной жизни. Кроме боевых наград, отмечали почётными грамотами и другими мерами признания его труда. В 1954 году за доблестный труд отца премировали поездкой на ВДНХ.

Навсегда со мной его заветные слова: «Будь трудолюбивым, уважай старших людей, подавай своим детям и окружающим личный пример в труде и в жизни».

— Война — это безусловно трагедия. Кого потеряла Ваша семья в Великую Отечественную?

— Два брата моего отца, которые были моложе его, погибли на фронте. Абдуллу на второй день после свадьбы призвали в армию. Другой брат погиб и похоронен в Ленинградской области. Хочу в этом году поехать, взять горсть земли и положить на могиле ныне покойного родителя.

Война для всех народов СССР — это общее горе. Мы чтим память погибших героев. В моём родной Байгамуте стоит монумент погибшим землякам в годы Великой Отечественной. На нём три фамилии моих родных людей: Маусумбаев Шахим Баракович, Маусумбаев Абдулла Баракович, Абдуллахи Баракович.

— На казахском сайте KZ-24 объявлена акция «Вместе с ветераном», где авторы идеи просят вспомнить ветеранов войны и тружеников тыла, и прислать совместное фото с живущим или жившим ветераном войны. Как Вы относитесь к такой задумке?

— Любую акцию о героях Великой Отечественной войны, об их вечной памяти, нужно и важно приветствовать. Я сейчас немного приболел. Но, обязательно найду и отправлю своё фото с отцом. Я горжусь своими родственниками-героями и «праздник со слезами на глазах» всегда будет со мной.

За других говорить не очень правильно. Но, думаю, что казахи — мудрый народ и кто узнает о подобных акциях памяти, должны их поддержать тоже.

Образование и наука как фактор влияния на негосударственный сектор: практика и угрозы в Республике КыргызстанМеждународное обозрение

Образование и наука как фактор влияния на негосударственный сектор: практика и угрозы в Республике Кыргызстан

Условия и механизмы

Современная действительность проявила сотни форм участия различных неправительственных организаций и фондов в трансформационных процессах по всему миру. Системы современных НПО выступили своеобразными «ключами» к национальным политическим системам, стали инструментами мобилизации, и не только электоральной, сообщает новостной портал polit-asia.kz (https://polit-asia.kz/obrazovanie-i-nauka-kak-faktor-vliyaniya-na-negosudarstvennyj-sektor-praktika-i-ugrozy-v-respublike-kyrgyzstan/).

Примером тому – десятки «цветных» революций и различные формы гуманитарных интервенций западных стран по всему миру – от «Арабской весны» и «Украинского кризиса», приведших к гражданским войнам и росту военно-политических кризисов, до более мягких механизмов трансформации на постсоветском пространстве, включая развитие политических систем Южного Кавказа и Центрально-Азиатского региона.

Неправительственные организации и различные общественные фонды стали механизмами влияния и(или) взлома национальных систем безопасности и военно-политических блоков со стороны США и их союзных объединений.

Интегрированность НПО во все сферы жизнедеятельности общества, государственной политики, а также их участие в накоплении «экспертно-аналитического» опыта, оценки и формирования рисков для контрагентов (от отдельных политиков до государственных систем), представили собой отдельную политико-управленческую сферу, ориентированную на государственные аппараты западных стран. При этом заложенные интересы, как и различный опыт развития неправительственных организаций и мозговых центров, обозначили их главную задачу – оценивать и обеспечивать влияние факторов международной среды на реальные и потенциальные условия национальной безопасности.

Наука стала не только инструментом оценки, но и влияния на государственные системы. Не только инструментом, обеспечивающим необходимый уровень информационно-аналитического сопровождения отраслевого развития и процессов, но и декларирование различных принципов и политических ценностей на уровне концепций и доктрин на долгосрочной основе.

Последние положения как раз и стали тем «окном входа» неправительственных организаций в современные политические реалии.

Развитие негосударственного сектора стало точкой преломления различных центров силы, а со стороны западных государств выступило своеобразной призмой переоценки исторического, социального и правового развития. А как следствие – и всего внешнеполитического и военно-политического позиционирования.

Процессы, вызовы в Республике Кыргызстан

При этом, как показала современная практика, сращение проблем образования, гендерных проблематик с переосмыслением истории и политики, занимает одно из первых мест, наряду с экологическими, националистическими и социально-демократическими электоральными платформами.

В качестве примера развития науки и образования в указанной сфере с участием негосударственного сектора, лучше всего рассмотреть Республику Кыргызстан, где подобные «многозадачные» проекты реализуются на базе «Форума Женских НПО в Кыргызстане». Данная структура аккумулирует в себе весь перечень неправительственных организаций по гендерной тематике.

Сегодня Республика Кыргызстан развивает ряд проектов, связанных с гендерным просвещением и их вовлеченностью в политический процесс, включая «Участие женщин в политических процессах», «Борьбу с дискриминацией и насилием в отношении женщин» и «Сквозные инициативы», чья сфера влияния отнюдь не однозначна…

Во время антиправительственных протестов в 2020 году в Кыргызстане большая часть координации среди несистемной оппозиции происходила на базе «НКО Кыргызстана» во главе с «Smart Жаран», «Правозащитным Хогвартсом» и все тем же «Форумом женских НПО». В период протестов и общественных беспорядков за обеспечение координации отвечала небезызвестная Толекан Исмаилова, она же Телли Смайл.

Т. Исмаилова является членом таких НПО, как Women’s Learning Partnership (WLP), Civic Solidarity Platform, GNDR, FIDH — International Federation for Human Rights и Бир Дуйно Кыргызстан. С февраля 2022г. НПО Бир Дуйно Кыргызстан и ее координатор Телли Смайл возглавили антивоенные митинги по Военной операции на территории Украины.

Программа «Участие женщин в политических процессах»
Среди задач указанной программы, поддерживаемой и финансируемой сотнями международных организаций, четкое формулирование в государственных НПА роли и месте женщин в политической сфере, улучшение положения женщин и учета их интересов в государственных стратегиях и программах, местных планах и программах развития. Всё это позиционируется как механизм укрепления демократических процессов.

Ежегодный охват привлекаемых составляет порядка 5 тыс. человек, при этом данная программа заявляет себя как сугубо образовательный проект, ориентированный на продвижение гендерной толерантности и предотвращение конфликтов в национальной системе образования.

Входящие в нее организации готовят дидактические материалы и обучают педагогические кадры, взращивают молодёжных лидеров и т.д, сохраняя сугубо политические функции и задачи.

Однако, стоит отметить, что ряд обозначенных проблем корнями уходит в культурную самобытность традиционной кыргызской семьи. Обозначаемое преодоление патриархальных норм и традиций, посредством реализации данной программы, ставит под угрозу нормального функционирования как институт семьи, так и взаимодействие мужчин и женщин в кыргызском обществе в целом.

Также, «Участие женщин в политических процессах» ставит своей целью увеличение количества женщин в политических процессах на национальном и местном уровнях: Жогорку Кенеш, правительство, айыльные кенеши, айыл окмоту, министерства и ведомства, агентства и т.д. Но при низких динамиках увеличения доли женщин в политике, на любом из вышеперечисленных уровней, поставленная задача становится не целью, а средством.

Программа «Борьба с дискриминацией и насилием в отношении женщин»
Примечательным в данной программе является тот факт, что программа ставит перед собой решение 7 основных задач. 6 из них в той или иной мере характеризуют собой необходимые меры для предотвращения насилия и дискриминации над женщинами через механизмы, которые связаны с правоохранительными органами.

Однако, при ее реализации и подготовке свыше 1,5 тыс. активистов за 2021г., вновь обозначается необходимость отказа от любых традиции, обычаев или религиозных устоев государства, где около 80% населения исповедуют Ислам суннизма ханафитского мазхаба.

Отчасти, «светский север» Кыргызстана в той или иной мере может принять данные условия, но с высокой долей вероятности, такие положения будут остро восприняты на ортодоксальном Юге страны, где спровоцируют новые социальные конфликты, которые, в свою очередь, станут аргументами и ключевым обоснованием деятельности данных организаций.

Программа «Сквозные инициативы»
Данный проект был призван реструктурировать гражданские платформы, сформированные в ходе реализации двух предыдущих программ, и направлен на гендерное равенство, цели устойчивого развития, эдвокаси для гендерного бюджетирования, содействие в продвижении многостороннего партнерства по достижению гендерного равенства на национальном и местном уровнях.

При этом более 30 базовых НПО, осуществляющих проектное сотрудничество во главе с ОО «Вентус» (объединяющего женские движения), «PeaceWomen Across the Globe», «Smart Жаран», «Женской Демократической Сетью Кыргызстана» и ОФ «Гражданское участие», с начала 2020 по 2021г. наладили полноценное сотрудничество с международными объединениями Sigrid Rausing Trust и прошли обучение в Прибалтийских странах, Франции, Великобритании и Швейцарии по грантовым программам от Агентства США по международному развитию (USAID).

Сегодня, указанные объединения и активисты, подготовленные в рамках представленных образовательных программ, рассматриваются в качестве одной из основ группы «НКО Кыргызстан» и «ТАЗА МУУН» по реструктурированию системы местных общественных объединений в интересах Агентства США по международному развитию (USAID), Государственного департамента США (U.S. Department of State) в рамках программ помощи Европе, Евразии и Центральной Азии на 2022г., а также формирования антироссийской повестки на Киргизо–Узбекском и Киргизо–Таджикском участках границы и как правило ориентированы на:

— повышение роли гражданских организаций в урегулировании территориальных споров;

— обеспечение общественного диалога в местной политике Республики.

При этом каждая их этих организаций получила поддержку «Международной федерации за права человека» (FIDH), ОГО «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (GPAAC) и международной организации «Немецко-русский обмен» (DRA, Украинское и центральное ведомство).

США в два раза увеличили объём финансирования своего влияния в КазахстанеРоссия и Казахстан

США в два раза увеличили объём финансирования своего влияния в Казахстане

Согласно опубликованным отчетам, министерства и ведомства США в два раза увеличили финансирование программ, осуществляемых в Казахстане в 2020 г. (последний год, по которому доступна полная статистика) по сравнению с 2016 г. и на 20% по сравнению с 2019 г. Общий объем финансирования за последние 5 лет составил порядка 250 млн. долларов (2016 — 34 млн., 2017 — 48 млн., 2018 — 57 млн., 2019 — 50 млн., 2020 — 60,8 млн.). Для сравнения, это больше, чем США направили в том же 2020 г. таким союзникам по НАТО, как Польша (12 млн.), Греция (19,7 млн.) или Чехия (4,5 млн.). Причём главная особенность американской «мягкой силы» состоит в том, что имеющиеся средства распределяются напрямую исполнителям, минуя официальных лиц Казахстана, сообщает информационный портал kz24.news (https://kz24.news/news/politika/ssha-v-dva-raza-uvelichili-obyom-finansirovaniya-svoego-vliyaniya-v-kazahstane.html).

Это позволяет не только скрывать общее количество и направления расходования миллионов долларов, но и делает получателей грантов проводниками американского влияния (хотя таковых требований к ним может даже и не выдвигаться по условиям грантов сами эти гранты могут иметь совершенно нейтральную, с политической точки зрения, или даже общественно-полезную направленность). При накоплении достаточной критической массы сторонников, американские внеполитические ведомства могут обращаться к ним за поддержкой собственных инициатив, в том числе, антироссийской направленности.

Основные направления финансирования

Программа Нанна — Лугара Министерства обороны США

Значительная часть средств ($38,6 млн.) была выделена по линии министерства обороны на реализацию программы разоружения Казахстана, в соответствие с которой ликвидируется оставшееся с советских времен вооружение и боеприпасы, прежде всего оружие массового поражения. Для этого, как утверждается в целях программы, проводятся работы по демилитаризации и перепрофилированию биологических лабораторий и предприятий. Одним из важных направлений этой программы является финансирование невоенных разработок (как официально утверждается) и деятельности казахстанских учёных и медиков, в том чиcле, связанных с борьбой с пандемией COVID-19. Кроме того, казахстанские ученые при американской поддержке исследуют геморрагическую лихорадку Крым-Конго, хантавирусы, вирус клещевого энцефалита, бактерии Rickettsia rickettsi и другие патогены.

Тем самым Вашингтон решает сразу две задачи, с одной стороны, обеспечивает ликвидацию оружия, которое в перспективе может быть заменено на американские образцы по тем же самым программам финансирования, а с другой стороны, обеспечивает создание сети лояльных учёных и ведомств. Об этом, в частности, пишут и сами казахстанские ученые, указывающие на то, что многие научно-исследовательские проекты последних лет в области биологии и медицины, в том числе создание казахстанской вакцины от коронавируса, были осуществлены при поддержке американских программ (охарактеризована ими как «существенная» в анонимном опросе). В частности, деньги пошли на переоснащение лабораторий, обучение персонала, поставки биологически активных материалов. Возможно, также ведутся работы двойного назначения. Вполне вероятно, что созданные на американские средства лаборатории ведут сейчас деятельность, схожую с той, которая осуществлялась биологическими лабораториями на Украине. Указывая на крайне высокую степень бюрократизации казахстанской науки и низкое финансирование, казахстанские медики и ученые уже сейчас видят в США важнейший источник средств, знаний и технологий для осуществления ими своей профессиональной деятельности (о чем, опять же, свидетельствуют данные анонимного опроса, проведенного в 2021 г.) и намерены продолжать и укреплять сотрудничество.

Агентство по международному развитию США

Порядка 10 млн. долларов было направлено в 2020 г. «на развитие государственного управления и местного самоуправления» Республики Казахстан по линии Агентства международного развития США. Средства были распределены среди некоммерческих организаций и индивидуальных исполнителей, занимающихся общественно-политической деятельностью, благотворительностью, разными формами публичной активности. Традиционно, в отчетах не указываются получатели финансирования. Более того, полностью засекречены цели и содержание деятельности USAID в Казахстане на сумму 3,5 млн. долларов за 2020 г. Можно предположить, что эти деньги были потрачены на обеспечение лояльности конкретных лиц и лоббирование интересов США среди казахстанских политиков.

Среди действующих проектов Агентства по международному развитию США в Казахстане:

- Совершенствование инвестиционного законодательства с привлечением отдельных государственных чиновников, судей и сотрудников силовых ведомств (https://www.usaid.gov/ru/kazakhstan/success-stories/mar-2022-power-pioneer-kazakhstan).
- Помощь в развитии энергетики и, особенно, альтернативной энергетики, в том числе, в сотрудничестве с АО «Мангистауская региональная электросетевая компания». Агентство США по международному развитию также реализует и самостоятельные проекты, такие как «Энергия будущего» и «Энергетика Центральной Азии».
- Защита прав человека и уязвимых групп, в т.ч. женщин и детей с ограниченными возможностями здоровья. В поддержку этих целей планируется создать широкую платформу, состоящую из ряда неправительственных организаций. Платформа будет продвигать права человека, представляя интересы граждан, предпринимая значимые действия в сообществах по всей стране и выступая за подход в работе государственных органов, в большей степени ориентированный на права человека (https://www.usaid.gov/ru/kazakhstan/fact-sheets/human-rights-focus-women-and-children). Для детей организуются многочисленные мероприятия, в том числе, на базе общественного объединения «Батыр», которое является участником Программы институционального развития программы Социальные инновации в Центральной Азии, финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) (https://www.usaid.gov/ru/central-asia-regional/success-stories/feb-2022-little-heroes).
- Поддержка журналистики и медиа. Для этой цели функционирует финансируемая USAID Центральноазиатская программа MediaCAMP, которая недавно провела третий инновационный семинар по медиа и информационной грамотности, MediaCAMP Эдьютон 2022 (https://www.usaid.gov/ru/central-asia-regional/press-releases/feb-7-2022-usaid-funded-central-asia-media). К участию приглашались преподаватели университетов, школьные учителя, медиатренеры и эксперты в области медиа и цифровой грамотности.
- Борьба с коррупцией. В частности, помощью гранта по прозрачности и адвокации программы «Социальные инновации в Центральной Азии» члены Мангистауского областного гражданского альянса провели шестимесячную кампанию по наблюдению за государственными расходами (https://www.usaid.gov/ru/kazakhstan/success-stories/dec-2021-curbing-corruption-pandemic-spending).
- Работа с молодежью. Для этого USAID разработало Программу развития жизненных навыков, которая включала в себя обучение жизненным навыкам, консультации по вопросам трудовой деятельности и психосоциальную поддержку (https://www.usaid.gov/ru/kazakhstan/success-stories/dec-2021-bringing-life-skills-kazakhstan-at-risk-youth). В пилотной сессии программы приняли участие 70 студентов Горно-металлургического колледжа Жезказгана (Казахстан), и сегодня программа предлагается уже в трех аналогичных учебных заведения в разных регионах Казахстана.
- Поддержка общественных организаций. В частности, 200 представителей общественных советов со всего Казахстана, прошли обучение в рамках Программы по Верховенству Права в Казахстане, реализуемой при поддержке USAID.
И это лишь деятельность, которая охватывает последние полгода с декабря 2021 г. Смысл всех проектов сводится к созданию в Казахстане сети лояльных США организаций и индивидов, готовых поддерживать и распространять выгодные для Вашингтона ценности и идеи, поддерживать внешнеполитические приоритеты США. Важной отличительной особенностью деятельности Агентства по международному развитию США является выделение средств напрямую исполнителям без участия государственных институтов Казахстана при минимальных формальных требованиях и практически отсутствующей отчетности. Это не только позволяет избежать расхищения средств в условиях высокой коррупции, но и обеспечивает более тесную связь между источником средств и реципиентами. Иными словами, получатели полностью осознают, что именно США выделяют средства на их деятельность, а не правительство Республики Казахстан или кто-либо еще. К тому же отсутствие отчетности создает впечатление максимальной свободы действий и выгодно позиционирует американские гранты и субсидии на фоне забюрократизированных и коррумпированных государственных ведомств Казахстана. Это позволяет формировать лояльность максимально эффективно.

Государственный департамент США

По линии американского внешнеполитического ведомства в 2020 г. было выделено порядка 11,5 млн. долларов. Большая часть этих расходов засекречена, однако указывается, что 4 млн. долларов было потрачено на борьбу с преступностью и наркотраффиком. Назначение остальных средств неизвестно. Вероятнее всего, они также были использованы для выделения грантов организаций и частным лицам. Очевидно, что засекреченные расходы также осуществлялись в обход официальных органов Республики Казахстан.

В качестве заключения хотелось бы обратить внимание на эту особенность американской «мягкой силы» — имеющиеся средства распределяются напрямую исполнителям, минуя официальных лиц, в данном случае, республики Казахстан. Благодаря этому устанавливается прямая связь между американскими внешнеполитическими ведомствами, такими как Министерство обороны США или Агентство по международному развитию США. Это позволяет не только скрывать общее количество и направления расходования миллионов долларов, но и не подвергать огласке имена (или названия в случае организаций) конкретных получателей. По этой же причине даже само правительство Казахстана может не вполне владеть информацией о содержании и результатах работ, проводимых по американским грантам. Зато получатели грантов пользуются значительной свободой в распоряжении средствами, что только усиливает их лояльность и благодарность американской стороне.

В результате, получатели грантов по собственной воле становятся проводниками американского влияния, хотя таковых требований к ним может даже и не выдвигаться по условиям грантов (сами эти гранты могут иметь совершенно нейтральную, с политической точки зрения, или даже общественно-полезную направленность). При накоплении достаточной критической массы сторонников, среди которых даже казахстанские государственные чиновники, судьи, сотрудники правоохранительных органов, американские внеполитические ведомства могут обращаться к ним за поддержкой собственных инициатив, в том числе, антироссийской направленности, и будут получать позитивный отклик всех тех людей, которые так или иначе получали финансовую поддержку от них.

О христианстве и распятииРедакторская колонка

Тьюзди Лобсанг Рампа, "Сумерки":
Я ненавижу, когда люди в своих письмах обращаются ко мне, как к бедному доброму язычнику, срочно нуждающемуся в спасении.

По какой-то необъяснимой причине, два доброжелателя — св. Джо и св. Джесс — стали заваливать меня письмами, постоянно присылая все новые и новые экземпляры Ветхого Завета, Нового Завета, «благовеще­ний» и всего прочего. Вчера я получил письмо от женщины, которая пишет: «Я надеюсь, что свет Божьего Агнца и Господа Иисуса найдет отклик в вашем сердце. Только кровь Иисуса сможет спасти вас». Ну что же, хорошо. Кроме того, она пишет, что сама нуждается в подобном спасении. Должен сказать, что я родился буддистом, являюсь буддистом и умру буддистом. Буддизм — это не религия, это Путь Жизни. Настоя­щий буддист никогда не станет принуждать других изменить свою веру. Я понимаю, что сейчас существует своеобразный культ, состоящий из людей, называющих себя буддистами. Эти люди строят из себя миссио­неров и с воем шатаются по улицам. Однако они не настоящие буддисты. У нас нет миссионеров, и мне не хотелось бы выслушивать миссионерс­кие проповеди. Когда я последний раз был в больнице, я встретился с таким человеком. Мне быстро удалось убедить его в том, что и я кое-что знаю о христианстве!

Я твердо уверен в том, что если мы не вернемся к религии, то вскоре от мира не останется и следа. Однако с не меньшей твердостью я верю, что форма религии имеет наименьшее значение. Если человек во что-то верит, то безразлично, является ли он буддистом, христианином, иудаистом или кем-нибудь еще. Если человек верит, то и поступать он будет должным образом. Иными словами: «Обращайся с другим так, как хо­чешь, чтобы обращались с тобой». Я никогда не обращал других и не хочу, чтобы кто-то обращал меня. Пожалуйста, запомните это, все ново­испеченные доброжелатели. Все получаемые мною святые вести, святые ужасы, святое то, святое это нераскрытыми отправляются в мусор. Я считаю, что люди, берущие на себя хлопоты по рассылке таких вещей, отличаются особым невежеством и фанатизмом. Они настолько погряз­ли в своей религии, настолько загипнотизированы ею, что неспособны отвлечься и задуматься над истинным происхождением религии.

Некоторых из вас, возможно, заинтересовал рассказ, приведенный мною в книге «Огонь свечи», об Иисусе, ушедшем в Японию, и его брате, распятом вместо него. Поэтому я готов сделать то, о чем многие из вас хотят меня попросить. Я расскажу еще кое-что об этой старой библейс­кой истории. Заинтригованные читатели уже завалили меня письмами с единственной просьбой: «Еще!»

Разумеется, вы знаете, что во все времена, нигде, кроме Библии, не встречалось упоминаний об Иисусе. Например, никто из великих писа­телей двухтысячелетней давности ничего не писал об этом. Над этим стоит задуматься. Сегодня все события описываются слишком неточно, со всевозможными приправами, на которые только способна пресса. Но на протяжении веков великие писатели неизменно рассказывали о том, что происходило в их времена. Тот факт, что никто из писателей, совре­менников распятия, не упомянул о распятии, демонстрирует, что Иисус не был знаком широкому кругу людей.

Следует помнить и о том, что христианство возникло много позже гибели Христа. В действительности христианство было официально про­возглашено на Вселенском Соборе, проведенном в Константинополе, спустя шестьдесят лет после общепринятой даты распятия. По мнению греческих и римских писателей того времени, Иисус был своеобразным возмутителем спокойствия, одержимым определенными идеями. Сегод­ня мы могли бы сказать: «Он просто член банды хиппи или предводитель шайки разбойников».

Вы шокированы? Так и должно быть, вы же не были там сами, не знакомы с фактами, вы знаете лишь то, чем вас пичкает Библия и биб­лейские истории. Великие писатели древности, чьи слова выжили и дош­ли до нас, никогда не упоминали об Иисусе.

Стоит рассмотреть еще кое-что. Если человека распяли, затем сняли с креста, и он снова вернулся к жизни, значит, РАСПЯТИЕ НЕ УБИЛО ЕГО! Человек, подвешенный за руки на кресте, должен испытывать оп­ределенные трудности с дыханием. Он не в состоянии вздохнуть полной грудью, потому что в таком положении невозможно свободно расши­рить грудную клетку. Будучи узником концлагеря, я много раз оказывал­ся в таком положении, поэтому знаю, о чем говорю. Итак, распятие не убивает. Вместо этого человек переживает сильное истощение и вскоре погружается в кому, во время которой дыхание становится все более редким. Наконец, наступает момент, когда можно подумать, что он умер от удушья.

Нужно сказать, что почти то же можно наблюдать после поражения человека током. Мышцы, контролирующие дыхание, оказываются па­рализованными. Слабое дыхание приводит к кислородному голоданию мозга. В этом случае человек теряет сознание и может умереть. Но, если его удалить из зоны поражения током и сделать искусственное дыхание, то, скорее всего, он вернется к жизни.

Знает ли вы, что в древние времена существовало правило: распятого человека снимали с креста только после наступления сумерек? Перед снятием нужно было сломать ноги, чтобы вызвать дополнительный шок в теле и создать дополнительную нагрузку на грудную клетку и дыхатель­ные мышцы. Позвольте напомнить, что в случае с Христом этому пра­вилу не последовали. Однако если его кости не были сломаны, а тело не испытало дополнительного шока, то Иисус вполне мог вернуться к жиз­ни.

Как я говорил выше, Иисус был снят с креста, его ноги остались целыми, а тело (помните, никто не сказал, что оно было мертвым) отнес­ли в пещеру, и там оно было укрыто группой избранных мужчин и женщин.

Слышали ли вы когда-нибудь об ессеях, о том, что они были очень образованными людьми? Их способности и подготовка далеко выходили за рамки понимания обычного человека с улицы.

Ессеи обладали невероятно высоким знанием о жизни и смерти, они умели пользоваться химическими веществами, они умели оживлять те­ла. Таким образом, по пещере, в которой лежал распятый, быстро расп­ространялся едкий запах, в тело вводились определенные вещества, и оно (независимо от того, был ли это Иисус, его брат или кто-то другой) оживало.

Еще немного освежу вашу память и напомню историю с Лазарем. Известно, что и Лазарь был оживлен. Об этом имеются вполне опреде­ленные сведения. Известно также, что именно Иисус оживил Лазаря. Иисус был членом секты ессеев, и вполне вероятно, что он, как «белый маг», обладал определенным набором трав и заклинаний, позволивших ему сотворить кажущееся чудо и привести к жизни Лазаря, который мог находиться в коме. В конце концов, это могла бы быть диабетическая кома. Позвольте мне вам кое-что рассказать. Я сам — диабетик, и у меня бывали диабетические комы, в таком состоянии человека легко можно посчитать мертвым.

Еще одним типом болезней, вызывающих состояния, сходные со смертью, является каталепсия. Множество людей, страдающих ею, были погребены заживо. В припадке каталептик лишен всех рефлексов, зрачки не реагируют на свет, а зеркальце, поднесенное к губам не запотевает. Существует лишь один тест, способный отличить человека в таком сос­тоянии от мертвеца, — это тест на гниение. Тело умершего начинает разлагаться, и через определенное время глаза и носы окружающих по­лучат полные доказательства истинной смерти, однако этого не случится в случае каталептика. Таким образом, возможно, что Лазарь был в ката­лептической коме, и Иисус, оценив ситуацию, получил возможность исцелить его. Если мы не знакомы с секретом фокуса, то он кажется нам чудом, не так ли? Особенно если он, по нашему мнению, противоречит общепринятому закону, вере и знаниям.

Вспомните, Библия состоит из нескольких книг, однако существует множество других книг, не включенных в нее.

Множество альтернативных «евангелий» было забыто, ибо они про­тиворечили тем нескольким, которые были признаны заветными. Вспо­минайте об этом всякий раз, когда говорите, что Библия истинна. Гораз­до правильнее говорить о ней как о «Евангелиях в ИНТЕРПРЕТАЦИИ св. Такого-то». Другими словами, мы делаем справедливое предположе­ние, что эта книга не обязательно истинна и все события в ней ИНТЕР­ПРЕТИРОВАНЫ конкретным человеком. Это очень похоже на выска­зывание: «Он сказал мне, что считает...» и совсем не означает, что инфор­мация достоверна. Говоря языком юристов, это доказательства, основан­ные на слухах, которые должны восприниматься не как непреложная правда, но лишь как чье-либо утверждение.

Если рассмотреть множество других древних книг, папирусов, нас­кальных надписей, то можно обнаружить множество поистине удиви­тельных расхождений. Знаете ли вы, что, по утверждению некоторых книг, Иоанн никогда не существовал? Некоторые люди говорят, что он был лишь мистической фигурой, как Джон Буль в Англии, Г. И. Джо в США или (а это еще кто?) Здесь Был Килрой.
24 апреля 2022 0 1338

В Казахстане стартовал флешмоб ко Дню ПобедыРоссия и Казахстан

В Казахстане стартовал флешмоб ко Дню Победы

Мы — поколение, чьи деды и прадеды выстрадали Великую Победу. Мы должны быть достойны своего старшего поколения.

Объявляем флешмоб в честь наших родных героев ко Дню Великой Победы над фашизмом нашего народа — 9 мая.

Для участия требуется немного. Если Вам посчастливилось, и Ваш прадед — ветеран войны ещё жив, то обязательно сфотографируйтесь с ним здесь и сейчас. Если у Вас сохранились фотографии, где Вы вместе с героем ветераном, таким своим и родным, ВМЕСТЕ, используйте эту фотографию.

Ваши фотографии можете присылать на электронную почту info@kz24.news. В День Победы мы их опубликуем на сайте.

По информации министерства труда и социальной защиты сегодня в Казахстане проживают 387 ветеранов ВОВ, что почти в 2 раза меньше, чем годом ранее.

Источник: https://kz24.news/news/obschestvo/fleshmob-ko-dnyu-pobedy.html

Учение свет. Туркменистан делает ставку на образованную молодежьУчение свет. Туркменистан...

Учение свет. Известно, что тема образования сегодня актуальна как никогда. Практически во всех пяти странах Центральной Азии задумались о реформе образовательных программ. Соседи внимательно следят за проектами в Казахстане, который ещё в 1994 году решил отправлять талантливую молодежь учиться за рубеж, преимущественно в западные вузы.
Недавно президент Казахстана Касым Жомар Токаев решил переориентировать программу на российские технические вузы. С начала реализации программы обучения студентам вручено больше четырнадцати с половиной тысяч дипломов. Практически все выпускники программы вернулись в республику, а половина из них сегодня трудится в Казахстане руководителями среднего и высшего звена в экономике. Это вяжется с желанием властей иметь специалистов - практиков, преимущественно с техническим уклоном.
В Россию выпускники школ центральноазиатских стран выбирались на учебу традиционно, ещё с советских времен. Мода на западные вузы пришла после распада единого государства. Однако доля российских учебных заведений в предпочтениях студентов всегда оставалась высокой не только для Казахстана. Знакомая система образования, знание русского языка как второго государственного, и, немаловажно, отсутствие для многих стран визовых ограничений.
Туркменистан не стал исключением. Желание получить высшее образование за границей здесь сильно как никогда. Молодежь стремится выехать из страны под предлогом учиться по многим причинам. Одна из них возможность не вернуться на Родину, где не всегда можно найти работу и получать достойные деньги. Это порождает ответные меры со стороны государства. Туркменистан, несмотря на традиционно высокую рождаемость, теряет население за счет миграции, в первую очередь молодежи. Получение образования за границей самый легальный способ покинуть страну. В Туркменистане 21 высшее учебное заведение, способное ежегодно принять около восьми тысяч выпускников. Аттестат об окончании средней школы ежегодно получает около ста тысяч школьников. Таким образом, стремление учиться дальше могут реализовать не все выпускники.
Три года назад Министерство образования Туркменистана обнародовало список, согласно которому большинство популярных среди туркменских студентов вузов, впредь не будет признаваться Туркменистаном. Такое решение властей ограничило возможности граждан страны на получения образования за рубежом. Вместе с тем официальный выезд за границу на учебу - это ещё и возможность получить валюту, предоставляемую обучающимся за границей, а это около трех тысяч долларов США. Не случайно в Туркменистане, на фоне крайне ограниченных возможностей для получения образования в самой республике, многие, несмотря на наличие рисков, ищут любую возможность для отправки своих детей на учебу за пределы страны. В этих условиях молодежь и их родители вынуждены прибегать к взяткам,.
Сегодня, по мнению некоторых высших государственных чиновников Туркменистана, в среде молодежи зреет стойкое убеждение, что грядущая смена власти в стране неизбежно приведет к пересмотру стратегии обучения в иностранных вузах. Надежды связывают с молодостью нового президента Сердара Бердымухамедова, который смог за короткий срок сделать головокружительную карьеру. За несколько лет он не только продвинулся по карьерной лестнице, но и смог получить немало ученых степеней и званий.
Понятно, что отчасти такое стало возможно благодаря родственным связям. Трудно себе представить, что юный отпрыск бессменного лидера государства будет учиться как все смертные по квотам и давать взятку для поступления в местные государственные вузы. Но сам факт, что впервые за последние три года число студентов туркменистанцев только в российских вузах значительно выросло и превысило 30 тысяч человек, говорит сам за себя. Замечание лидера о необходимости дать дорогу молодым понимают как желание дать дорогу образованным молодым людям.
Для многих внеочередное заседание Халк Маслахаты (парламент), прошедшее 11 февраля текущего года, запомнилось речью главы государства о грядущей смене власти. Вместе с тем на совещании был принят важный документ "Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана в 2022-2052 годы". Это определяющий документ в жизни страны. На 30 лет прописывается стратегия развития туркменского государства, в которой основной акцент сделан на плане реализации проекций модернизации всех секторов национальной экономки. В экономическом разделе концепции прописаны цели устойчивого развития, призванные обеспечить экономическую независимость и реальное улучшение благосостояния населения. Инфраструктура будет трансформирована под способность отвечать грядущим вызовам современного мира.
Об экономической составляющей и ориентирах в выборе партнеров ещё предстоит говорить, но вопрос образования нужно решать уже сегодня. Причем решать необходимо не только вопрос получения полноценного высшего образования, но и осуществления определенной программы, стимулирующей туркменских выпускников зарубежных вузов возвратиться в родную страну, где они будут нужны для осуществления реформ в экономике.
Пример Казахстана в стратегии обучения для Туркмении может стать определяющим по многим причинам. Россия в последнее время становится главным примером для подражания среди стран Центральной Азии, а потому выбор российских технических вузов закономерен. За несколько лет санкций после событий на Украине в 2014 году экономическая независимость России только возросла. Из потребителя Москва превращается в крупного поставщика продукции на мировой рынок. Новые санкции, по мнению многих экономистов, в очередной раз дадут толчок стране и дальше развивать собственные производства. Этот факт понятен многим и речь идет не только об экономике. В настоящее время образования - главный поставщик специалистов на рынок труда. Грамотная кадровая политика решает вопрос государственной безопасности так же эффективно, как и наличие современного вооружения.
Принятую программу экономического развития Туркменистана на ближайшие тридцать лет будет претворять в жизнь новый молодой президент. Ему ещё предстоит принять решения по многим государственным вопросам. Реформа образования будет одним из них. Есть надежда, что молодость, которой уступает дорогу Аркадаг, позволит Туркменистану уже в недалеком будущем заявить о своей значимости не только на постсоветском, но и мировом пространстве.
20 апреля 2022 0 1917 политика

С5+1. Формат или уравнение?С5+1. Формат или уравнение?

В последние два года в мире значительно вырос интерес к странам Центральной Азии. Причем, нужно говорить об интересе не к отдельным государствам, а о попытке объединить пять стран региона в один региональный кластер, и строить отношения с ними по формуле С5+1. Первенство разработки нового подхода к молодому региону принадлежит Японии. До этого Токио традиционно ориентировался на сотрудничество с развитыми странами группы, G7 и, АСЕАН. Однако страна восходящего солнца сделала для Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркмении, получивших независимость в результате развала СССР, исключение. После распада западного соседа как мировой державы с образованием молодых самостоятельных государств, была скорректирована традиционная внешнеполитическая ориентация. Япония в середине девяностых провозгласила новую политику "Евразийской дипломатии" в рамках укрепления отношений со странами Центральной Азии и Кавказа. Многим показалось, что в таком подходе скрывается в первую очередь интерес к транзитному коридору в Европу, что впоследствии подтвердилось переименованием "Евразийской дипломатии" на "Дипломатию Великого шелкового пути". Новая концепция провозглашала принципы развития политического диалога, содействия процветанию регионов, нераспространения ядерного оружия, поддержание политической стабильности. Расплывчатые формулировки позволяли уложить в них любые интересы.
Новую эру в отношениях со странами Центральной Азии Япония провозгласила в августе 2004 года, когда её министр иностранных дел Ерико Кавагути встретилась в Астане со своими коллегами из всех пяти республик. Туркменистан традиционно проявил свой взгляд на ситуацию, делегировав отстаивать интересы страны своему послу в Казахстане. Пресс-релиз встречи декларировал новый уровень взаимоотношений по новой формуле "Центральная Азия+Япония". Главным стал принцип внутрирегиональной кооперации, где Япония, объявляет свою заинтересованность и реальную поддержку кооперации стран Центральной Азии. Так был подчеркнут интерес к странам региона не по отдельности, а как к единому целому сообществу.
Нельзя сказать, что до этого момента республики Центральной Азии были предоставлены самим себе. Они искали своё место в составе тех или иных региональных структур. Выбирать было из чего: СНГ, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ и множество других организаций. Однако единства в выборе общего "дома" у них не было. Япония выступила пионером в перспективном целостном подходе к региону. А в это время создание сугубо региональной структуры политическим руководством самих центральноазиатских республик, после ряда попыток, не увенчалось успехом. Еще в 1993 году руководители Казахстана и Узбекистана заключили соглашение о мерах по углублению экономической интеграции и уже в следующем году подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). С присоединением Кыргызстана к ЕЭП было принято решение образовать Центрально-Азиатский союз (ЦАС). В 1998 году к организации присоединился Таджикистан, однако из-за ограниченности ресурсов стран-участниц, основное внимание продолжало уделяться экономическому аспекту сотрудничества. Договор об учреждении Организации ЦАС подписали в феврале 2002 года в Алма-Ате. Участниками договора стали четыре из пяти центральноазиатских государств - бывших союзных республик (кроме Туркменистана).
Через почти два месяца после рассматриваемой выше встречи министров внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и Японии в октябре 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС президент России Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. Инициатором приглашения России в ЦАС выступил президент Узбекистана Ислам Каримов. 6 октября 2005 в Санкт-Петербурге на саммите члены союза объединили ЦАС с ЕврАзЭС.
Словом, молодому региону не удавалось собственными силами и возможностями заняться внутрирегиональной кооперацией. Ему не хватало сильного лидера и организатора, которым в случае с ЦАС выступила Россия.
В это время глобальные игроки современного мира поняли, что японский формат С5+ востребован и актуален. Одним из первых данную формулу внедрило политическое руководство Южной Кореи. То, что в Узбекистане и Казахстане существуют крупные корейские диаспоры, послужило важнейшим мотивом вхождения Корейской Республики в регион. Таким образом, в южнокорейском подходе доминировало налаживание торгово-экономических связей и разносторонние связи с корейскими диаспорами.
Понятно, что самое пристальное внимание к региону проявили и Соединенные Штаты Америки. После терактов 2001 года Вашингтон рассматривал страны Центральной Азии как сферу своих национальных интересов в связи с проведением антитеррористической операции в Афганистане. В 2005 году руководитель Института Центральной Азии и Кавказа Университета Дж. Хопкинса Фредерик Старр выдвинул концепцию "Большой Центральной Азии". Её суть сведена к объединению республик Центральной Азии, Афганистана и стран Южной Азии в рамках "Партнерства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии" с целью сотрудничества включенных в него стран с США и НАТО. В 2009 году концепцию дополнили проектом "Новый Шелковый путь" для контроля торговых связей между странами Центральной и Южной Азии.
В период президентства Барака Обамы Вашингтон перешел к японскому формату С5+1. Инициативу нового проекта приписывают государственному секретарю США Джону Керри. Вне зависимости от авторства, последующие американские администрации используют формат для поддержки диалога со странами региона, рассматривая его как "самоценный", а также используют доминирование здесь как важнейшее условие своей глобальной гегемонии.
Положение Центральной Азии как транспортного коридора между Европой и Азией в сочетании с большими запасами углеводородов, золота, и особенно урана гарантируют постоянное соперничество за влияние на него между тремя сверхдержавами США, Россией и Китаем, что вызывает постоянную нестабильность в регионе. Подобные условия играют на руку Вашингтону, который любую геополитическую проблему стремится решать, усиливая социальную и политическую напряженность в точке своих интересов. Вмешательство в конфликтную ситуацию на правах арбитра с захватом ключевых позиций позволяет США контролировать и моделировать ситуации в своих интересах. Формат С5+1 удобен американской администрации как платформа для оказания давления на Китай, Иран и Россию. Более того, в последние несколько лет интерес к региону проявила Турция. Идея создания Большого Турана в рамках союза тюркских государств обострила соперничество.
Однако самое время подумать, насколько удачной является желание сверхдержав рассматривать Центрально-азиатские страны как единый монолит того самого формата С5+1. Пять стран никак не хотят укладываться в прокрустово ложе. За почти три десятилетия своей новейшей истории они не желают переплавляться в единую послушную аморфную массу, к которой применимы единые подходы сотрудничества. Здесь десятилетиями до получения независимости копили территориальные обиды, отстаивали свои интересы на владение водными ресурсами, обостряли этнические, экономические и прочие проблемы. В рамках Советского Союза всё решалось окриком из центра и провозглашением дружбы народов, когда общие интересы важнее личных. Россия как правопреемница СССР лучше знакома с особенностями региона и с самого начала не стремилась загнать страны в один формат, предложив клубы по интересам, членство в которых не ограничивается рамками Центральной Азии. СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС — это организации, учитывающие и уважающие интересы каждой страны.
Так получилось, что среди стран Центральной Азии не оказалось своего регионального лидера. И хотя в какой-то мере таковым можно считать Казахстан, застарелые конфликты не позволяют какой-то одной из республик стать общим авторитетом в политике и экономике. Так уже долгие годы не утихает конфликт между Узбекистаном и Кыргызстаном в районе города Ош. Он тлеет много лет и позволяет США, Китаю и Турции вмешиваться во внутренние дела двух стран, ослабляя влияние, как Ташкента, так и Бишкека. Особняком в этой истории находится Туркменистан, с самого начала своего существования взявший курс на нейтралитет, невмешательство во внутренние дела соседей, но и не позволяющего вторгаться в свое экономическое, политическое и социальное пространство. Президенту Гурбангулы Бердымухамедову пока удается балансировать на границе экономических и политических интересов. Но и эта стратегия имеет изъяны. Сегодня отгородиться от всего мира не получается ни у одной из стран, а потому рано или поздно необходимо будет сделать выбор в пользу каких-то союзов.
В апреле 2019 года министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече со всеми центральноазиатскими коллегами сделал основной упор на теме коллективной безопасности. В октябре того же года в Ашхабаде в рамках заседания министров иностранных дел государств участников СНГ, формат С5+1 получился уникальным благодаря участию в нём туркменской стороны, которая до этого в силу соблюдения уже упомянутого нейтралитета традиционно избегала многосторонних встреч. По итогам встречи МИД России сообщил: "министры обсудили актуальные вопросы текущего взаимодействия в формате шести государств в сферах региональной стабильности и безопасности, экономического сотрудничества, взаимодействия на международной арене, а также в культурно-гуманитарной области... Подтверждена общая заинтересованность в продолжение полезного обмена мнениями в указанном составе на регулярной основе".
Очередное заседание министров иностранных дел стран Центральной Азии и России состоялось через год в середине октября 2020, в дни очередной смены власти в Кыргызстане, по видеоконференции. Но даже виртуальность встречи показала, что российская сторона окончательно приняла на вооружение первоначально японский формат общения с регионом С5+1.
В современных условиях все больше крупных стран начинают осознавать важность налаживания экономических и политических взаимоотношений с пятеркой государств центра азиатского континента. Уже сейчас интерес к ЦА проявляет Индия и даже Европейский Союз, для которого важна проблема транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Кстати, ЕС успешной реализации проекта мешает менторский подход, когда руководство Союза рассматривает общественно-политические трансформации в регионе через призму собственных механизмов измерения, не учитывающих существующие типы политической культуры и общественный настрой в пяти республиках.
Невозможно не упомянуть знаковое высказывание киргизской стороны, которая устами председателя правления Кыргызского совета по международным отношениям и безопасности Эдила Осмонбетова прозвучало в марте 2020 года после встречи госсекретаря США Майкла Помпео с министрами иностранных дел стран Центральной Азии в Ташкенте. По словам политолога, С5+1 является дипломатическим форматом, а его отличительная особенность заключается в том, что это новый фокус стратегии США для Центральной Азии. "Данный формат совпадает с тремя фазами. Во-первых, С5+1 позволяет охватить все страны региона. Другие форматы, такие как ОДКБ, ШОС и ЕАЭС не включают все страны Центральной Азии, а вот формат С5+1, он как раз, как дипломатический формат, включает их. Также этот формат поощряет региональную интеграцию, торговлю и инвестиции. И самое главное, это то, что он помогает выработке общей повестки дня для всех стран нашего региона". Кроме того, он особо отметил, что "национальные интересы формируются достаточно четко, что впоследствии позволяет на прагматичной основе выработать общие шаги и действия в таких вещах, как транзит, безопасность и развитие демократических процессов".
Ключевым в оценке формата у Эдила Осмонбетова прозвучало понятие безопасности и развития демократических процессов. И именно эти два понятия были проверены на прочность в Казахстане, когда только вмешательство миротворческих сил ОДКБ позволило избежать стране событий по типу украинских 2013-2014 годов. "Лидер" формата в сложное для Астаны время ограничился выражением озабоченности. Возможно, это и к лучшему. Все помнят, как вмешательство США в события в горячих регионах только усугубляло ситуацию. Ирак, Ливия, Сирия. Свежий пример - Афганистан. События в этой стране стали наглядным уроком того, как Америка умеет входить и с какими последствия выходить из проблемных регионов.
Хороший урок для стран Центральной Азии в выборе приоритетов. Особо он показателен для Туркменистана, которому в любом случае предстоит делать выбор в пользу участия не только в формате С5+1, но и других организациях, созданных в регионе после образования молодых стран в 1991 году. И разговор не только о Туркменистане. Формат С5+1 многие прочно рассматривают как учебный класс, где ученики послушно внемлют преподавателю, в той или иной форме принимая учебный материал. Однако спустя 30 лет после обретения независимости пора переходить к форме С6 и иметь дело не с менторским подходом, а к равноправному общению, когда каждая из сторон имеет право голоса. Что, собственно, мы и могли наблюдать в начале января в Казахстане. Понятно, что такая форма общения непривычна для Западных стран, привыкших жить по принципу: есть наше мнение и ошибочное.

С5+1 равно С6 В Центральной Азии назрела необходимость возродить большое кольцо.Аналитика

Былое могущество Советского Союза позволило вновь образованным государствам Центральной Азии какое-то время жить по инерции. Однако любая конструкция имеет запас прочности и постепенно ветшает. С одной стороны сказывались застарелые территориальные и социальные конфликты, с другой давили новые "друзья". Руководствуясь собственными интересами, они предлагали новшества без учета местной специфики.
25 января в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане произошло массовое отключение электроэнергии. Не сказать, что это было чем-то необычным, периодически небольшие аварии случались и ранее. Но январский блэкаут по масштабу произошедшего превзошел все опасения.
Узбекистан первым сообщил об энергетическом коллапсе. Ближе к полудню без электричества остались Ташкент, Самарканд, Бухара и другие крупные города республики. Вслед за электроэнергией в Узбекистане начались проблемы с водоснабжением и отоплением, работой канализации.
В Ташкенте повсеместно начались проблемы с транспортом. Метро в городе остановилось, из-за отключенных светофоров автомобили застряли в многокилометровых пробках. Городские власти призвали жителей по возможности не пользоваться личным транспортом. Досталось и аэропортам. Воздушные гавани перестали отправлять и принимать рейсы, некоторые самолеты разворачивали на полпути и возвращали в места отправки. Сохранить электроснабжение удалось только в аэропорту города Навои. Кроме того, встали две канатные дороги в Чимгане и Бельдерсае, из-за чего спасателям пришлось эвакуировать 80 человек.
В Кыргызстане перебои с подачей электроэнергии произошли в Бишкеке, Оше, областном центре Нарын и ряде населенных пунктов Чуйской области. В столице встали насосные станции, перестали работать банкоматы и терминалы для безналичной оплаты в магазинах. Из-за отсутствия Интернета банки приостановили денежные операции. К чести властей, ситуацию удалось быстро взять под контроль. Так, после отключения светофоров на дороги направили регулировщиков, аэропорт Манас в Бишкеке перевели на самостоятельное энергообеспечение, а больницы всей страны перешли на жидкий кислород.
Меньше всего пострадал Казахстан, но и здесь без света осталось несколько городов, в том числе Алматы. Оперативные действия позволили восстановить подачу электричества в бывшей столице на 50 процентов заполчаса. На отсутствие электричества жаловались жители Шымкента, Тараза и Туркестанской области. При этом городской аэропорт и метро продолжили работать в штатном режиме. Коллапс не коснулся западных регионов Казахстана, где сконцентрированы основные нефте- и газодобывающие предприятия страны.
Общий итог - в трех странах самой густонаселенной части региона без электричества остались миллионы человек. Причины аварии расследовала межправительственная комиссия. В Минэнерго Узбекистана заявили, что отключение электроэнергии произошло из-за аварии на территории Казахстана. В Национальной электрической сети Кыргызстана уточнили, что по всей энергосистеме Центральной Азии произошло системное погашение из-за сработанной автоматики. Посчитали, что авария стала возможной в результате большой перегрузки в сетях.
А теперь к предыстории случившегося. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан объединены в единое энергокольцо Центральной Азии. Проект единой энергосистемы был подготовлен в советское время, а интеграция какое-то время продолжилась и после распада СССР. В кольцо кроме названных стран входили Таджикистан и Туркменистан.
Ранее системой управлял Координационно-диспетчерский центр в Ташкенте. Он позволял регулировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде в ирригационный период. В теплый период Таджикистан и Кыргызстан поставляли соседям электроэнергию, производимую в избыточном объеме, а в зимнее время, наоборот, накапливали воду в водохранилищах и получали электроэнергию из соседних республик. В 2003-м единую систему покинул Туркменистан, в 2009-м из энергокольца вышел Таджикистан. Постепенно система теряла функциональность. Сказывался усиливающийся спрос на электроэнергию, а также высокий износ генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры. Росла перегруженность энергосистемы в пиковые периоды. Так копились проблемы и напряженность, в результате которой произошла грандиозная авария.
Понимание необходимости модернизировать объединенную энергосистему в регионе было. Потребление электричества в разных странах региона ежегодно растёт на величину от пяти до восьми процентов. Советская инфраструктура современные уровни нагрузки не выдерживает. Дисбаланс растет по причине отсутствия планирования и взаимного учета роста потребностей в электроэнергии для вновь вводимых мощностей в социальной сфере и в экономике. Когда создавали единое энергокольцо подразумевали, что у всех стран участников будут достаточные мощности резервирования для внештатных ситуаций. Для этого предусматривались резервные станции выработки электроэнергии для подстраховки всех членов кольца. Но так было в едином государстве. Сегодня отдельные государства не желают, чтобы излишки электроэнергии перетекали к соседям. Одна из главных проблем -несогласованность экспортно-импортных тарифов перетока. Ещё одна проблема - возрастание внутреннего потребления без создания резервных мощностей. Без них система начинает работать на пределе своих возможностей и не может подстраховать соседей во время форс-мажорных обстоятельств. Критически важный объем спроса на электроэнергию истощил резервы мощностей производства электричества.
Власти Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана озаботились поиском новых источников энергии. В регионе разработаны планы развития ядерной энергетики. В Казахстане есть несколько вариантов расположения новых АСЭ. Выбор делают между поселком Улькен в Алматинской области или Балхашом. Подрядчиком строительства могут стать США, Франция, Россия или Китай. В Узбекистане свою первую АЭС хотят начать эксплуатировать не позднее 2028 года. Проект поколения 3+ мощностью двух с половиной гигаватт реализует "Росатом" в Джизагской области. Кыргызстан также заключил договор с "Росатомом" о строительстве у себя АЭС малой мощности.
Россия в энергосистеме Центральной Азии занимает особое место. Ей от Советского Союза досталась главная координационная роль. Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан работают в параллельном режиме. Любое значимое технологическое нарушение в энергосистемах, входящих в единый проект, влияет на потребителей другого государства. Что, собственно, и произошло в январе, когда выход из строя большого объема генерации одного из государств привел к разделению северной и южной части Казахстана и отделению южной части Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана от единой энергосистемы Российской Федерации, и северной части Казахстана.
Авария показала, что необходимо более тесное взаимодействие всех участников энергетического кольца. Это не только планирование режимов работы электростанций и объектов энергетики, но и планы по развитию, как систем управления энергосистемами, так и отдельных её элементов.
В целом у системы есть перспективы дальнейшего развития и совершенствования. Страны входят в координационный совет Центральной Азии. И хотя Россия в нем пока имеет статус наблюдателя, рассматривается возможность его повышения до уровня полноправного члена. После этого ожидается начало работ по внедрению единых стандартов управления надежностью энергосистемы, разработки единых подходов к планированию режимов, а также организации взаимодействия участников энергетического кольца на более высоком уровне.
Но в системе единой энергетической безопасности региона есть нюанс, который необходимо учитывать. После распада СССР страны региона оформили работу единого энергетического кольца специальным соглашением. Однако время от времени из-за распределения водно-энергетических ресурсов, возникали проблемы. В основном конфликтовали Узбекистан с Таджикистаном и Кыргызстаном. Связано это со спорными территориальными вопросами, которых не было в рамках единого государства. В горах Таджикистана и Кыргызстана берут начало реки, воды которых питают сельское хозяйство Узбекистана. Водосброс по своему усмотрению без учета интересов соседей в нижнем течении рек больно бьет по сельскому хозяйству Узбекистана.
В 2009 году Узбекистан в одностороннем порядке покинул ОЭС, объяснив это "систематическим нарушением договоренностей и установленных правил со стороны Таджикистана". В результате энергосистема республики автоматически изолировалась от единого энергокольца. После смены политического руководства в Узбекистане были предприняты попытки восстановить параллельную работу стран региона с энергосистемой Таджикистана при финансовой помощи Азиатского банка развития. Таджикистан возобновил летнюю поставку своей электроэнергии в Узбекистан в апреле 2016 года. Однако приграничные районы, которые получают таджикскую энергию, остались изолированными от единой электроэнергетической системы Узбекистана. Этот дисбаланс не позволяет считать Таджикистан полноправным членом объединенной энергетической системы.
Вторым игроком на энергетическом рынке является Туркменистан, где энергию преимущественно производят тепловые и гидравлические станции. Летом 2003 года Туркменистан вышел из ОЭС ЦА и начал параллельную работу с энергосистемой Ирана. Кроме того, был налажен экспорт туркменской электроэнергия в Афганистан. Официальные данные относительно объемов производства электричества энергетические ведомства республики не афишируют, но недавние официальные отчеты власти декларируют ежегодную выработку свыше 20 миллиардов киловатт-час, из которых 6 миллиардов предназначены для экспорта. Согласно плану развития энергетической отрасли, к 2024 году производство электроэнергии в стране должно достигнуть 33 миллиардов киловатт-час. Два года назад из республики просочились сведения о возникновении перебоев в электроснабжении населения. О серьезности положения свидетельствует тот факт, что президент Гурбангулы Бердымухамедов по результатам разбора ситуации щедро раздал взыскания ряду чиновников, среди которых были министр энергетики Чарымырат Пурчеков, и его вице-премьер курирующий отрасль в правительстве Шамухаммет Дурдылыев.
Электроэнергию Туркменистан старается продать соседям. По отдельным контрактам он поставляет её в Узбекистан и Кыргызстан. Часть энергии идет в Иран. Кроме всего прочего, Аркадаг имеет далеко идущие планы по поставке электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Что касается последних двух направлений, они заморожены политическим кризисом в соседнем Афганистане, где приход к власти талибов спутал карты главы республики и подвесил на неопределенный срок реализацию ещё нескольких проектов, среди которых попытка проложить ветку газопровода в Индию. Осенью прошлого года Туркменистан продлил договоры о поставке электроэнергии в Узбекистан и Кыргызстан.
Буквально накануне блэкаута у соседей, в ход поездки в Дашогузский велаят Бердымухамедов провёл совещание по вопросам развития электроэнергетики страны. На совещании вице-премьер Чарымырат Пурчеков доложил о строительстве ЛЭП Туркменистан-Афганистан-Пакистан, а также о планируемой прокладке линии от афганского города Мазари-Шариф до Кабула. Кроме того, президенту доложили о планах проложить ЛЭП от Марыйской ГЭС по направлению Герат-Фарах-Кандагар и построить ЛЭП мощностью 500 киловольт Мары-Мешхед, а также Мары-Серахс и Серахс-Мешхед мощностью 400 киловольт. Многие местные СМИ цитировали Бердымухамедова, повсеместно озвучивая желание Аркадага продавать электроэнергию через Узбекистан и Иран в третьи страны.
Через три дня после совещания в Ашхабаде, у соседей случился блэкаут, который показал, что просто поставить электроэнергию соседям -половина дела. Электроэнергию нужно потребить сразу после выработки и запастись ею впрок не получится. В этой связи Туркменистан мог бы вновь войти в единую энергосистему Центральной Азии. Говорить о такой вероятности можно после активизации содружества С5, к которому приглядываются многие страны мира. В увязке решения проблемы единой энергетической системы в Центральной Азии жизнедеятельной могла бы стать система С5+1 с Россией. Хотя, по большому счету здесь уже нужно говорить о программе Сб. Если удастся договориться, все страны участники проекта будут в нём равноправны.